• Приглашаем посетить наш сайт
    Мамин-Сибиряк (mamin-sibiryak.lit-info.ru)
  • Нурмин: Леонид Андреев. "Дневник Сатаны".

    Нурмин. Леонид Андреев. "Дневник Сатаны".

    НУРМИН. ЛЕОНИД АНДРЕЕВ. "ДНЕВНИК САТАНЫ". ГЕЛЬСИНГФОРС. КНИГОИЗД. "БИБЛИОН". 1921 г. 276 стр.

    Сатана счел нужным вочеловечиться, ведет земную жизнь и, кроме того, ведет дневник. Нужно сказать, довольно пространный и очень скучный. Местами с трудом преодолеваешь претенциозные страницы, наполненные длиннейшими и утомительными рассуждениями и мертвящим схематизмом образов. И нисколько не помогает этому то, что тема самая современная: в дневнике ни разу не упоминается "большевизм", но речь идет только о нем.

    Вочеловечившийся сатана принимает вид американского миллиардера Вандергуда. Вместе с другим чортом, мистером Топпи, он едет в Рим. Близ Рима происходит крушение. Вандергуд-Сатана попадает в виллу таинственной личности, некоего Магнуса, у которого "темные, почти без блеска, большие мрачные глаза", "наглый, неприличный взгляд", - "нос красивый и сделанный из мыслей и каких-то дерзких желаний" - и "руки: очень большие, очень белые, спокойные... ровно десять пальцев; ровно десять тонких, злых, умных мошенников"...

    У Магнуса Вандергуд-Сатана влюбляется в Марию, неописуемой красоты, удивительно похожую на Мадонну. Она - дочь Магнуса. Вандергуд ищет применения своим миллиардам. Он жаждет игры, испить до дна кубок человеческой жизни. Мало-по-малу он вочеловечивается почти совсем, т.-е. живет как все люди. Он предлагает Магнусу распоряжаться своими миллиардами, быть его руководителем в жизни. Тот сначала отказывается, но потом после долгих колебаний дает согласие и начинает переводить состояние Вандергуда в золото. Магнус обещает ему Марию. Он молчалив, ничего не говорит о себе, но однажды он раскрывает свои планы Сатане. Нужно изобрести динамит, но особый, чтобы он имел "волю, сознание и глаза". Таким динамитом может стать человек. Нужно только кольнуть чем-то человека и он взорвется и взорвет мир. Есть и средство взорвать человека: "надо обещать человеку чудо". "Опять обман? Опять обман. Но не крестовые походы, не бессмертие на небе. Теперь время иных чаяний и иных чудес. Он обещал воскресение всем мертвым, я обещаю воскресенье всем живым...

    "Но мертвые не воскресли. А живые?

    " - Кто знает? - говорит Магнус. - Надо сделать опыт".

    Нужно сделать большой опыт. Европа встревожена: ожидают войны, "но война, это - только преддверие в царство чуда". Очарованный планами Магнуса, мистер Вандергуд предлагает "поскорей взорвать его". Магнус обещает сделать это чрез две недели. Чрез две недели происходит следующее: Магнус грабит Вандергуда; миллиарды оказываются всецело в руках Магнуса: Вандергуд - нищий. Мадонна-Мария совсем не дочь Магнуса - а его любовница. Менее всего она также похожа на Мадонну: она - проститутка с 14 лет, "продажная тварь". "Она умеет все". "Она глупа, как гусыня. Непроходимо глупа. Но хитра. Но лжива. Очень жадна к деньгам"... А роковое сходство с Мадонной? Но Магнус сам был обманут. "Это не женщина - это орел, который клюет мою печень". Ночью - "вавилонский разврат", мертвый сон, забвение, а утром "опять Мадонна". Впрочем, это было в прошлом. "Своими зубками она выгрызла всю мою бессмысленную веру и дала мне ясный, твердый и непогрешимый взгляд на жизнь"...

    Попутно Магнус, издеваясь над бедным одураченным Сатаной, угрожая выбросить его на улицу, развивает свою теорию о взрыве.

    "Они говорят: дважды два - я отвечаю: четыре. Ровно четыре. Вообрази, что мир застыл на мгновение в полной неподвижности, и ты увидишь такую картину: вот чья-то улыбающаяся беззаботно голова, а над нею - занесенный, застывший топор. Вот куча пороха, а вот падающая в порох искра. Но она остановилась и не падает. Вот тяжелое здание на единственной уже согнувшейся подпоре. Но все застыло - и подпора не ломается. Вот чья-то грудь, а вот чья-то рука, делающая пулю для этой груди. Разве это приготовил я? Я только беру рычажек и - раз! - двигаю его вниз. Топор опускается на смеющуюся голову и дробит ее... Искра падает в порох - и готово. Здание рушится... А я только надавил рычажек... Подумай: разве я мог бы убивать, если бы в мире были только скрипки и другие музыкальные инструменты?.. Я обещаю кроликам, что они станут львами... Ты увидишь, какую смелость, какую энергию разовьет мой кролик, когда я нарисую ему на стене райские кущи и эдемские сады... И кто знает... да, кто знает... а вдруг он этой массой действительно сломает стену?.. Надо попробовать..."

    Бедный Сатана "взорван", - он - в ужасе, полон бешеной ненависти и отчаяния. Желая поразить Магнуса, он открывает ему тайну своего появления на земле: он - Сатана. Но Магнус только смеется презрительно.

    То, что мы выписали, является наиболее ярким и интересным. Не дурны также фигура кардинала Х., "старой обезьяны" и циника, и экс-короля, надутого "цыпленка", ищущих денег. В них чувствуется живая плоть и кровь. Но эти фигуры эпизодичны, стоят в тени. В остальном же сотни страниц заполнены обычными вычурными, надуманными андреевскими рассуждениями о земле рабов, о тоскующих тенях, о страхе жизни и страхе смерти, - психологическими "углублениями", длиннотами, отступлениями. И не в том дело, что "Дневник" - последнее недосказанное слово Андреева, ушедшего от жизни, - что созданное нуждается в переработке. Беден и фальшив самый замысел и лишен художественной правды. Тленом и духовной опустошенностью веет со страниц "Дневника", непониманием настоящего и безысходным страхом пред будущим, которые уже при дверях... Но - воистину не страшно все то, чем пугает Андреев. Современная трагедия человечества ни в какой мере не укладывается в сухие андреевские схемы. Пред вами не жизнь - перевоплощенная в живые образы, а мумии, бледные, выцветшие; поэтому и не страшно. И потом - Почему нужно бояться взрыва, если все уже готово, - если старый мир всем ходом своего развития подготовил его? Не страшней ли этот мир, где поднят уже топор, где здание еле-еле держится, где есть такие преддверия как война? При чем здесь чудо, обман, когда опять-таки "все готово". Не похожи ли рассуждения об эдемских садах на обычные поповско-обывательские "ниспровержения" коммунизма? Не напоминает ли производство опыта и похищение миллиардов злобно-невежественный и неумный газетный пасквиль? Почему Андреев так говорит теперь о войне, которую он сам раздувал посильно, начиная с 1914 года? Все эти и подобные вопросы более чем законны и уместны при оценке "Дневника".

    глуповат и слишком доверчив. Совсем не похож на Сатану. Магнус от этого только выигрывает. Во всяком случае нужного настроения не создается; а нужно было вселить ужас и отвращение пред "умным мошенником", намеревающимся произвести неслыханный опыт. Этого нет.

    Раздел сайта: