• Приглашаем посетить наш сайт
    Островский (ostrovskiy.lit-info.ru)
  • Смерть человека


    Л. Н. Андреев

    Смерть человека

    Вариант пятой картины пьесы "Жизнь человека"

    Высокая мрачная комната, в которой умерли сын и жена Человека. На всем лежит печать разрушения и смерти. Стены покосились и грозят падением; в углах раскинулась паутина - правильные светлые круги, включенные безысходно один в другой; грязно-серыми прядями спускается мертвая паутина и с нависшего потолка. Точно под упорным давлением мрака, черной безграничностью объявшего дом Человека, подались внутрь и покривились два высоких окна; если окна не выдержат и провалятся, то мрак вольется в комнату и погасит слабый, умирающий свет, которым озаряется она.

    В задней стене коленчатая лестница, ведущая наверх, в те комнаты, где происходил когда-то бал; внизу видны кривые погнувшиеся ступени, дальше они теряются в густой насупившейся мгле. У той же стены под искривленным, порванным балдахином кровать, на которой умерла жена Человека.

    Справа темное жерло холодного, давно потухшего огромного камина, большая куча мертвой золы, в которой белеет полуобгорелый лист какой-то бумаги, по-видимому, чертежа. Перёд камином в кресле сидит неподвижно умирающий Человек; в том, как оборван его халат, в том, как лохматы и дики его нечесаные седые волосы и борода, чувствуется полная заброшенность и одиночество умирания. В стороне от Человека, в таком же кресле, крепко спит Сестра Милосердия с белым крестом на груди; за все время картины она не просыпается ни разу.

    Вокруг умирающего Человека, обнимая его тесным кольцом жадно вытянутых лиц, сидят на стульях Наследники. Их семь человек, три женщины и четверо мужчин. Их шеи хищно вытянуты по направлению к Человеку, рты жадно полураскрыты; напряженно-скрюченные пальцы на поднятых руках походят на когти хищных птиц. Есть среди них толстые и весьма упитанные люди, особенно один господин, жирное тело которого бесформенно расплывается на стуле, но по тому, как они сидят, как они смотрят на Человека,- кажется, что всю жизнь они были голодны и всю жизнь ожидали наследства. Голодны они как будто и сейчас.

    В углу неподвижно стоит Некто в сером с догорающей свечою. Узкое синее пламя колеблется, то ложась на край, то острым язычком устремляясь вверх. И могильно-сини блики на каменном лице и подбородке Его.

    РАЗГОВОР НАСЛЕДНИКОВ

    Говорят громко:

    - Дорогой родственник, вы спите?

    - Дорогой родственник, вы спите?

    - Дорогой родственник, вы спите или нет? Отвечайте нам.

    - Мы ваши друзья!

    - Ваши наследники.

    - Отвечайте нам!

    Человек молчит. Наследники переходят на громкий шепот.

    - Он молчит.

    - Нет, он притворяется. Он ненавидит нас, он рад был бы нас выгнать, но не может: мы его наследники!

    - Каждый раз, когда мы приходим, он смотрит на нас так, точно мы пришли убивать его. Как будто не умрет он и сам!

    - Глупец!

    - Это от старости. От старости все люди становятся глупы.

    - Нет, это от жадности. Он рад был бы унести в могилу все. Он не знает, что в_могилу человек уходит один.

    - Почему вы так ненавидите нашего дорогого родственника?

    - Потому, что он медлит умирать. (Громко.) Старик, почему ты не умираешь? Ты портишь нам жизнь, ты грабишь нас. Твое платье рвется и гниет, твой дом разрушается, твои вещи стареют и теряют ценность!

    - Это правда, он нас грабит!

    - Тише! Зачем кричать!

    - Старик, ты обираешь нас!

    - Но, может быть, дорогой родственник слышит нас?

    - Пусть слышит! Правду всегда полезно слышать.

    - Но, может быть, у него еще хватит силы составить завещание и лишить нас наследства?

    - Вы думаете?

    Натянуто смеются. Продолжают нежными голосами, громко, так, чтобы слышал Человек.

    - Пустяки, он всегда был умным человеком, склонным к юмору, и прекрасно понимает шутку. Не правда ли, дорогой родственник?

    - Конечно, мы шутили.

    - Почему он не ляжет в постель?

    - Так, маленькая причуда. На этой постели умерла его жена, и он никому не позволяет коснуться ни белья, ни подушек.

    - Но время уже коснулось их!

    - От них пахнет гнилью.

    - Здесь отовсюду пахнет гнилью. (Нюхает.)

    - Когда я подумаю... Нет, когда я подумаю, что в этом камине он непроизводительно жег целые бревна...

    - А вы помните его бал? Наш милый родственник так сорил деньгами!

    - Нашими деньгами! ...

    - А вы помните, как он баловал жену, эту ничтожную женщину?

    - Добавьте: которая обманывала его.

    - Тише!

    - У которой была дюжина любовников!

    - Тише! Тише!

    - Которая жила с лакеем! Да, со своим лакеем. Я сама видела однажды, как они переглянулись.

    - Но она умерла! Не оскверняйте могил клеветою!

    - Но это правда: я сама слыхала о том же.

    - Бедный, обманутый глупец!

    - Вы не замечаете украшений в его почтенной седине.

    С возгласами "Тише! Тише!" переглядываются и тихонько смеются.

    - Человек не имеет права думать только о самом себе. Когда я рассчитаю, сколько он мог бы нам оставить и сколько нам остается...

    - Гроши!

    - Нужно благодарить провидение и за то, что осталось. Наш почтенный радственник так небережлив.

    - Взгляните на его халат: разве можно так обращаться с дорогими вещами.

    - Вы думаете? Я не вижу отсюда, что это за материя.

    - Подойдите осторожно и пощупайте пальцами. Это шелк.

    Одна из женщин подходит к умирающему Человеку и, делая вид, что оправляет подушку, ощупывает материю. Все с любопытством следят за нею.

    - Шелк!

    Различными жестами Наследники выражают свое негодование.

    Человек (на мгновение выходит из неподвижности и просит слабо). Воды!

    Наследники. Что он говорит? Он слышал? Чего ему надо? Человек. Воды! Бога ради, воды! (Умолкает.)

    Несколько испуганные Наследники ищут воды, но не находят. Брезгливо-встревоженные голоса:

    - Воды!

    - Он просит воды!

    - Да дайте же ему воды!

    Все разом обращаются к спящей Сестре Милосердия, крича, приставляя руки ко рту в виде рупора:

    - Сестра Милосердия!

    - Сестра Милосердия!

    - Сестра Милосердия!

    - Вам говорят, Сестра Милосердия! Больной просит воды.

    - Растолкайте ее. За что же ей платят деньги, если она все время спит!

    - А если вы хотите такую сестру милосердия, которая бы не спала, то придется платить еще дороже. Разве вы этого не понимаете?

    - Она очень устала. У бедной женщины так много работы!

    - Пусть спит. У нее такой сон, что жаль его тревожить.

    - Дорогой родственник, вы не можете подождать? Сестра очень устала и спит.

    Человек не отвечает, и все снова рассаживаются по местам, полукругом. Слабый свет, озаряющий комнату, медленно гаснет - в углах встает мрак. Тяжело, откуда-то сверху, ползет мрак по ступеням, стелется по потолку, бесшумно липнет к каждому углублению.

    - Он успокоился. Бедный!

    - Как темно! Господа, вы не замечаете, как темно?

    - Когда я подумаю, что так, перед камином, он может просидеть еще долго - недели, месяцы, мне хочется схватить его за тощую шею и удушить.

    - Позвольте: вы так беспокоитесь о наследстве, а вместе с тем я не знаю, кто вы?

    - И я не знаю! И я!

    - Вы просто человек с улицы: какое вы имеете право на наследство?

    - Я такой же наследник, как и вы.

    - Нет, сударь, вы мошенник!

    - Тише! Тише!

    - Его надо выгнать! Вон!

    - Вы все мошенники!

    - Тише! Вы разбудите его!

    Яростно оскалив зубы, грозят друг другу сжатыми кулаками.

    - Господа, свет гаснет! Я почти не вижу лиц.

    - Надо уходить. Еще один погибший день!

    - Надо уходить.

    - А я останусь. Я не пойду отсюда. Это мой дом. Мой, мой, мой!

    - Вас съедят здесь крысы.

    В исступлении:

    - Это мой дом - мой, мой, мой!

    - Одна седьмая часть, господин наследник с улицы, во всяком случае не больше как одна седьмая часть.

    - Это мой дом! Мой!

    - Господа, темнеет.

    - Спокойной ночи, дорогой родственник!

    - Спокойной ночи, дорогой родственник!

    - Спокойной ночи, дорогой родственник!

    По очереди, низко кланяясь Человеку, уходят. Некоторые поднимают вялую, бледную руку умирающего, лежащую на ручке кресла, и нежно пожимают ее. Наследник с улицы остается один. Презрительно взглянув на безмолвных Человека и Сестру Милосердия, он быстро и сердито исследует комнату: трогает стены; щупает материю на стульях, оценивает взглядом то, до чего не может дотянуться руками. Подходит к кровати, на которой умерла жена Человека, и пробует крепость белья. Но гнилая материя расползается под пальцами, и, бешено топнув ногою, Наследник разбрасывает подушки и простыни. Потом решительно идет к умирающему и останавливается за его спиною.

    ждет и жаждет твоей смерти - эти падающие стены,- эта паутина и паук, заключенный в ее круги,- этот черный камин. Прежде он дышал на тебя огнем, теперь в прохладу могилы зовет твое изношенное тело. Уходи. Там ты встретишь тех, кто любил тебя и в черноте и в седине твоих волос и был любим тобою.

    Молчание.

    - Не веришь?! (Обращается в угол, где стоит Некто в сером.) Эй, ты! Скажи ему, что там его встретит любимый сын его с проломленной головою, жена, умершая от болезней и горя.

    Молчание.

    И ты молчишь? И все молчит? Пусть. Но что бы ни ждало тебя там,- отсюда уходи; я, живой, изгоняю тебя из жизни. И когда ты умрешь, я благословлю тебя. Я возложу венки на твой гроб, и на том месте, где будет гнить твое тело, воздвигну памятник - если это не будет дорого стоить. Уходи.

    Молчание. Наследник снова ходит по комнате, но уныние места, мрак, непрерывно нарождающийся, тягучее безмолвие пугают его. Тревожно мечется он, позабыв, где выход, и говорит хрипло:

    - Сестра Милосердия, проснитесь! Сестра! Где же выход?.. Где же выход? Сестра Милосердия!

    Молчание. В разных местах почти одновременно показываются Старухи. Происходит легкая, молчаливая, смешная для Старух игра: они загораживают выход Наследнику, кружат по комнате и, так бесшумно перебрасывая его, пропускают наконец к двери. Подняв над головою руки, с выражением ужаса, Наследник убегает. Старухи тихонько смеются.

    РАЗГОВОР СТАРУХ

    - Здравствуйте!

    - Здравствуйте! Какая славная ночь!

    - Вот мы и снова собрались. Как ваше здоровье?

    - Покашливаю.

    Тихо смеются.

    - Теперь недолго. Он сейчас умрет.

    - Посмотрите на свечу. Пламя синее, узкое и стелется по краям. Уже нет воска, и только фитиль догорает.

    - Не хочет гаснуть.

    - А когда вы видели, чтобы пламя хотело гаснуть?

    - Время идет.

    - Время идет.

    - А вы помните, как он родился? Позвольте, дорогой родственник, поздравить вас с новорождённым!

    - А вы помните розовенькое платьице и голенькую шейку?

    - И цветы. Ландыши, с которых не высохла роса, фиалки и зеленую травку?

    - Не трогайте, девушки, не трогайте цветов!

    Смеются.

    - Время идет.

    - Время идет.

    Смеются. Одна из Старух оправляет постель.

    - Что вы делаете?

    - Я оправляю постель, на которой умерла его жена.

    - Зачем это нужно? Он сейчас умрет.

    - Какая вы добрая!

    - Теперь хорошо. Теперь он может идти.

    - Когда его пустит Тот.

    - Теперь хорошо. Теперь хорошо.

    Широким дыханием через комнату проносится гармоничный, но очень печальный и странный звук. Зародившись где-то наверху, он трепетно гаснет во мраке углов. Похоже, как будто одна за другою лопнули многие струны.

    - Что это?

    - Нет, это ветер. Я была там. Я видела. Я знаю. Это ветер. Там выбиты стекла, и ветер звенит осколками их так гармонично.

    - Да, это похоже на музыку.

    - Там так весело! Там на корточках в темноте у ободранных стен сидят гости,- но в каком виде, если бы вы знали.

    - Мы знаем!

    - И, ляская зубами, лают отрывчато: как богато, как пышно!

    - Вы шутите, конечно?

    - Конечно, я шучу. Вы знаете мой веселый характер.

    - Как богато! Как пышно!

    - Как светло!

    Тихо смеются.

    - Напомните ему.

    Тесно окружают Человека, льнут к нему мягкими движениями, ласкают костлявыми руками, засматривают в лицо и шепчут вкрадчиво, въедаясь в самую глубину старого сердца:

    - Ты помнишь?

    - Как богато! Как пышно!

    - Ты помнишь, как играла музыка на твоем балу?

    - Он сейчас умрет.

    - Кружились танцующие, и музыка играла так нежно, так красиво. Она играла так... (Тихо напевают мотив музыки, что играли на его балу.)

    - Ты помнишь?

    - Вообрази, что это дворец, сверхъестественно красивый дворец!

    - Ты помнишь? Вот заливаются певучие скрипки. Вот нежно поет свирель. Вот...

    Внезапно, перебивая речь Старух, начинает играть музыка, наверху в том месте, где находится зала. Звуки приносятся громкие и отчетливые Старухи прислушиваются.

    - Тише! Вы слышите?

    - Они играют!

    - Музыканты играют! (Дико кричит.) Эй, музыканты, сюда!

    Остальные вторят:

    - Эй, музыканты, сюда! Эй, музыканты, сюда!

    Музыка наверху смолкает. Почти в то же мгновение по искривленным ступеням, выйдя из мрака, спускаются те три музыканта, что играли на балу. Выходят на середину, становятся в ряд, как стояли тогда. Тот, что со скрипкой, аккуратно подстилает на плечо носовой платок, и все трое начинают играть с чрезвычайной старательностью. Но звуки тихи, нежны и печальны, как во сне.

    - Вот и бал!

    - Как богато! Как пышно!

    - Как светло!

    - Ты помнишь?

    Тихо напевая под музыку, начинают кружиться вокруг Человека, манерничая и в дикой уродливости повторяя движения девушек в белых платьях, танцевавших на балу. При первой музыкальной фразе они кружатся, при второй сходятся и расходятся грациозно и тихо. И тихо шепчут:

    - Ты помнишь?

    - Ты сейчас умрешь, a ты помнишь?

    - Ты помнишь?

    - Ты сейчас умрешь, а ты помнишь?

    - Ты помнишь?

    Танец становится быстрее, движения резче. В голосах поющих Старух проскальзывает странная, визгливая нотка; такой же странный смех, пока еще сдержанный, тихим шуршанием пробегает по танцующим. Проносясь мимо Человека, бросают ему в ухо отрывистый шепот:

    - Ты помнишь?

    - Ты помнишь?

    - Как нежно, как хорошо!

    - Как отдыхает душа!

    - Ты помнишь?

    - Ты сейчас умрешь, сейчас умрешь, сейчас умрешь...

    - Ты помнишь?

    Кружатся быстрее, движения резче. Внезапно все смолкает и останавливается. Застывают с инструментами в руках музыканты; в тех же позах, в каких застало их безмолвие, замирают танцующие. Человек встает, шатаясь, и неверными шагами идет к постели. Одна из Старух загораживает ему путь и шепчет в лицо:

    - Не ложись в постель! Ты там умрешь!

    - Ты там умрешь!

    - Берегись постели!

    Человек беспомощно останавливается и молит в тоске:

    - Помогите мне кто-нибудь. Я не могу дойти до постели.

    И вдруг точно видит все. Видит злобно насторожившихся Старух, блудливо заигрывающих со смертью; видит разрушение, и мрак, и смерть, царящие вокруг; видит как бы впервые каменный лик Некоего в сером и свечу, копотно догорающую в руке Его. Поднимает руку, и отступают Старухи. Закидывает седую, грозно-прекрасную голову, выпрямляется, готовясь к последнему бою, и кричит неожиданно громко, призывным голосом, полным тоски и гнева. В первой короткой фразе еще звучит старческая слабость; но с каждой последующей голос молодеет и крепнет; и, отражая на мгновение вернувшуюся жизнь, высоко взметывается красное, тревожное пламя свечи, озаряя окружающее суровым отсветом пожара.

    - Где мой оруженосец? - Где мой меч? - Где мой щит? - Я обезоружен!- Скорее ко мне! - Скорее! - Будь проклят! (Падает у подножия постели и умирает.)

    все; только светлеет лицо умершего Человека. Тихий, неопределенный голос Старух, шушуканье, пересмеиванье.

    Некто в сером. Тише! Человек умер!

    Молчание, тишина. И тот же холодный, равнодушный голос повторяет из глубокой дали, как эхо:

    - Тише! Человек умер.

    Молчание, тишина. Медленно густеет сумрак, но еще видны мышиные фигуры насторожившихся Старух. Вот тихо и безмолвно они начинают кружиться вокруг мертвеца - потом начинают тихо напевать - начинают играть музыканты. Сумрак густеет, и все громче становится музыка и пение, все безудержнее дикий танец. Уже не танцуют, а бешено носятся они вокруг мертвеца, топая ногами, визжа, смеясь непрерывно диким смехом. Наступает полная тьма. Еще светлеет лицо мертвеца, но вот гаснет и оно. Черный, непроглядный мрак. И во мраке слышно движение бешено танцующих, взвизгивания, смех, нестройные, отчаянно-громкие звуки оркестра. Достигнув наивысшего напряжения, все эти звуки и шум быстро удаляются куда-то, замирают... Тишина.

    Опускается занавес.

    20 февраля 1908 г.

    Раздел сайта: