• Приглашаем посетить наш сайт
    Чехов (chehov-lit.ru)
  • Царь Голод (картина 4)

    Пролог
    Картина: 1 2 3 4 5

    КАРТИНА ЧЕТВЕРТАЯ

    Бунт голодных и предательство Царя Голода

    Ночь великого бунта. Великолепная, чрезвычайно богатая зала. Статуи, картины старых и новых мастеров, мозаика, мрамор, тропические цветы. Направо, сквозь широкую арку, спуск вниз по белой мраморной лестнице. Налево, также сквозь арку, видна библиотека - ряды шкафов, уставленных книгами в богатых переплетах. Из предосторожности горят не все огни, и освещена зала тускло; всю заднюю стену занимают большие, почти до полу, окна, за которыми клубится ярко огненно-красное зарево пожаров. Когда в зале темнеет, на пол от окон ложатся широкие багровые полосы, и люди, стоящие у окон, бросают длинные черные тени. В том, как беспорядочно расставлена мебель, и в том, что хозяев трудно отличить от гостей, в движении танцующих, в забвении некоторых приличий чувствуется страх и ожидание. Музыка, помещающаяся на хорах, то начинает играть громко и бравурно, то беспорядочно замолкает; и одна какая-нибудь труба нелепо долбит свою ноту и сразу испуганно обрывается - точно охнув.

    Дворец, охраняемый внизу стражею, считается местом относительно безопасным, и бунт загнал сюда почти всех, кому он враждебен и кто его боится. Так же, как и Зрители в суде, пышно разодетые декольтированные дамы и девицы, осыпанные драгоценностями, красивые, породистые; такие же мужчины, во фраках. Но есть и в сюртуках и даже в блузах: так, группа Художников и Писателей одета с несколько искусственной небрежностью.

    Ученые почти все в сюртуках и пиджаках, некоторые довольно грязны. Тут же, в толпе, несколько священнослужителей со скромными, заискивающими лицами; к ним остальные относятся невнимательно и даже грубо.

    Движения собравшихся суетливы. Быстро образуются группы и так же быстро распадаются, потому что все ищут нового и успокоительного; почти никто не сидит. Часто с осторожностью подходят к окнам и заглядывают на улицу, иногда безуспешно пытаются задернуть прозрачные гардины. И во все время картины где-то недалеко бухает набатный колокол голодными призывными звуками; и кажется после каждого особенно сильного удара, что ярче стало зарево и беспокойнее движения гостей. Удары колокола то учащаются, и тогда в них чувствуется надежда, радость, почти торжество, то становятся медленными, тяжелыми, печальными - точно устали и руки и сердце старого Звонаря. Так же непрерывно слышится хриплый рог Смерти. То далекий, то до ужаса близкий, он минутами заглушает все остальные живые и мертвые голоса; и тогда как бы сами гаснут многие огни, и все замирает в неподвижности, и по полу ложатся длинные черные тени от ярко багровеющих окон.

    Занавес открывается при смешении всех этих звуков: бравурной, но растерянной музыки, хриплого рога и частых ударов колокола.

    РАЗГОВОР ГОСТЕЙ

    - Я все еще не могу поверить, что бунт вспыхнул. Какой ужас!

    - Да и многие не хотят верить. Это произошло так внезапно. Еще только вчера все было спокойно и мирно.

    - Но послушайте, что делается там. Эта смерть...

    - Каждый удар колокола обрушивается на голову, как молот!

    - Ведь это значит, что через минуту могут прийти сюда и убить всех: мужчин, женщин, детей.

    - Нас охраняют.

    - Ах, оставьте! Неужели вы верите в стойкость этой наемной сволочи, что внизу? Стоит перейти силе на ту сторону, и все будет кончено. Где Царь Голод?

    - Там!

    - Боже! Неужели он изменяет? Я всегда говорил, что не нужно доверяться этому подлому лакею, этому пройдохе, провокатору!

    - Зачем играет музыка? Крикните ей, чтобы замолчала.

    - С музыкою легче.

    - Оставьте! Нас могут услыхать с улицы.

    - Там не слышно. Там своя музыка. Послушайте!

    Прислушиваются.

    - Боже мой, какой ужас! Не нужно привлекать внимания. Эй вы, музыканты, замолчите!

    - Неудобно без хозяев.

    - Ах, разве теперь не все равно! Да замолчите же вы, там!

    Музыка беспорядочно затихает. Ужас гостей.

    - Что случилось?

    - Почему музыка молчит? Что случилось?

    - Сюда идут!

    Громкий дрожащий голос:

    - Господа, сюда идут! Господа, господа!

    Все мечутся. Истерический плач.

    - Да нет же, успокойтесь, ничего не случилось.

    - Баррикадируйте двери!

    Голос Хозяина

    - Что случилось? В чем дело?

    - Кто-то приказал музыке молчать, и вот все в ужасе.

    - Кто приказал? Как он смел? Музыканты, играйте. Господа, ничего не случилось. Сейчас будем танцевать. Кавалеры, приглашайте дам на котильон.

    Некоторое успокоение. Кое-где даже слышен смех.

    - Позвольте вас просить.

    - Вы наступили на платье.

    - Pardon!

    РАЗГОВОР УЧЕНЫХ

    - Конечно, бояться нечего. Раз Царь Голод с нами...

    - А вы уверены в этом?

    - Но, по крайней мере, история...

    - Ах, это так шатко: история. Разве мы знаем настоящую историю?

    - И это говорите вы, историк?

    Сдержанный смех и улыбки.

    - Я знаю только одно, что это ужасно. Как можете вы измерить энергию, которую накопил Царь Голод в этих темных, несчастных массах. Быть может, ее достаточно только для короткой вспышки, а быть может, она опрокинет все, всю нашу культуру. (Указывает на окна.) Вы знаете, что это горит? Хорошо, если дом. А если это уже горят музеи? Библиотеки?

    - Огонь не разбирает ничего!

    - Боже мой!

    Кто-то гасит часть огней. Становится темнее, и окна ярко багровеют. И снова ужас.

    - Что это?

    - Почему темно? Что случилось?

    - Господа, господа!

    - Прекратился ток!

    - Сейчас наступит тьма!

    - Зажигайте свечи! Где свечи? Скорее!

    - Да нет же, успокойтесь. Какие трусы!

    - Позвольте вас просить?

    - Вы с ума сошли? Танцевать?

    Музыка играет вальс.

    - Почему же вальс? Говорили, что котильон?

    - Ах, не все ли равно: вальс, котильон, дьявол!

    - Как вы грубы!

    - Pardon!

    В полутемноте кружится одиноко какая-то пара и вскоре куда-то исчезает.

    - Господа, новости! Новости!

    - Что такое?

    - Новости! Слушайте!

    - Я оттуда.

    - Боже мой!

    - Говорите! Говорите!

    - Это ужас! Я точно вырвался из другого мира, который может пригрезиться только во сне. Пустынные улицы, над которыми в воздухе проносится рев. Откуда он - я не знаю. Кровавая мгла. Черные тени. Трупы под ногами. Молчаливые раскаленные пожарища, около которых нет никого. Где люди?

    - Вас ранили?

    - И вдруг - толпа. Вихрь криков, тел, оскаленных зубов. Кто это? Я никогда не видал их раньше. Они разрушают все. Они убивают друг друга. Они убивают детей. Я видел: они сожгли большой дом, полный спасавшихся женщин и детей!

    - Какой ужас!

    Кто-то истерически плачет.

    - Замолчите!

    - Это голодные!

    - Это чернь! Они придут сюда.

    - Какие-то косматые, полуголые чудовища. Кто это? Я никогда не видала их раньше. И еще говорят, что двинулась деревня, что все деревни идут в город.

    - Это конец!

    - Мы погибли!

    - Это революция!

    - Не оскорбляйте революцию. Это бунт. Вы слыхали: они жгут женщин и детей.

    - Звери вышли из лесов!

    - Леса идут на нас!

    - Мы погибли!

    - Орда варваров идет на нас!

    - Звери вышли из лесов!

    - Я слышу скрипение колес. Мы погибли!

    - Гасите огни!

    Гаснет еще несколько огней. Рог Смерти слышится где-то совсем близко.

    - И я видел, как жгли женщин и детей. И я не хочу после этого жить. Я пришел только рассказать - предупредить. Там где-то мой отец, мать... Скажите им, что я умер. (Быстро выхватывает револьвер, стреляется.)

    Ужас. Все мечутся. Труп быстро подхватывают и уносят.

    - Что это?

    - Сюда пришли. Господа!

    - Нет, это застрелился кто-то.

    - Зачем же он всех пугает?

    - Подотрите кровь!

    - Музыка! Музыка!

    - Он сказал, что горит Национальная галерея.

    - Что?

    - Горит Национальная галерея.

    - Господа! Новость. Горит Национальная галерея.

    Многие бросаются к окнам.

    - Вот.

    - Это правда!

    - Осторожнее, господа, осторожнее!

    - Задерните занавеси!

    - Горит Национальная галерея!

    - Послушайте, вы наступили мне на ногу.

    - Какой огонь!

    - Что? Что? Что?

    Крайне взволнованный, выбегает из библиотеки Художник в большом белом галстуке и бархатной блузе. За ним выходят другие Художники.

    - Это правда? Горит галерея?

    - Да. Да. Смотрите.

    - Горит галерея? Горит Мурильо? Горит Веласкес? Рубенс? Джорджоне?

    - Да. Да. Смотрите, какое зарево.

    - Еще бы. Масляные краски!

    Художник (рыдает, закрыв лицо руками. И вдруг кричит исступленно) (Бежит к двери.)

    - Куда он?!

    - Он с ума сошел!

    - Держите его!

    - Убежал!

    - Хотел бы я посмотреть, как он не позволит. Удивительные фантазеры эти артисты!

    ХУДОЖНИКИ ГРУППОЮ

    - Горит Мурильо!

    - Горит Веласкес!

    - Горит Джорджоне!

    - Боже, боже!

    Некоторые из Художников преклоняют колени перед старинною черною картиною и говорят, молитвенно опустив голову:

    - Ты, бессмертная картина!

    - Ты, дивное создание человеческого гения!

    - На тебе покоится божественная красота. И ты умрешь!

    - Ты оправдание всей жизни нашей. И ты умрешь!

    - Люди погибнут с тобою.

    - Прости нас, великая, божественная картина. Мы бессильны защитить тебя.

    - Нам самим остается только умереть!

    Злой, отрывистый смех Гостей.

    Голоса. Тут гибнут люди, а они о картинах!

    - Фанатики, они знают только свои картины. Что такое их картины! Тут можем погибнуть мы, вот что важно.

    - Картины хороши в спокойное время.

    - Нас не спасут их картины! Картины!

    - Но все-таки жалко.

    - Оставьте! Только бы мы уцелели - для нас напишут новые картины.

    - Еще лучше!

    - Сколько угодно. Мы можем погибнуть - вот что важно!

    - Но господь не допустит, чтобы погибло столько невинных.

    - Ах, оставьте, святой отец. Вы бы лучше раньше учили этих мерзавцев, что голод - путь к блаженству, а не к бунту!

    - Учили, но... (Аббат разводит руками.)

    - Не верят!

    - Верят, но... (Продолжает стыдливо.)

    - Что же? Разве веревка оборвалась?

    Аббат стыдливо отходит.

    Старичок в мундире. Я всегда утверждал, что необходимы реформы. Нельзя доводить до крайности. Вовремя брошенный кусок хлеба, даже просто ласковая улыбка... (Изображает старческим ртом ласковую улыбку.)

    - Ах, пожалуйста, реформы, все что угодно. Мы можем погибнуть, вот что важно. Вы понимаете это: мы!

    Все с яростью наступают на Старичка и бьют себя кулаками в грудь.

    - Мы можем погибнуть, вот что важно. Мы!

    - Мы!

    - Вы понимаете это: мы!

    - Мы! Мы!

    Яростными криками "Мы! Мы! Мы!", двигаясь толпою, загоняют Старичка куда-то в угол. Зарево, звук рога и колокола сильнее.

    Тоскливые голоса. Боже! Неужели умирать!

    - Боже, а я только что заказала новое платье. Боже, я только что заказала новое платье!

    - Неужели умирать!

    - Я не хочу умирать! Я хочу жить! Меня не имеют права убивать, если я хочу жить!

    - Жить! Жить!

    Толкаясь, с тоскливыми воплями "Жить! Жить!" беспомощно мечутся по залу. Что-то дикое, нелепое начинает играть музыка и, точно сама себя испугавшись, с воплем умолкает. Входит Профессор , сильно расстроенный. На него не обращают внимания. Толкают.

    - Позвольте! Позвольте! Да позвольте же! (Почти плачет.) Я должен вам сказать! Я должен сказать!

    - Что такое?

    - Чего ему надо?

    - Кто это? Чего ему надо?

    - Господа, новости!

    Собираются расстроенной кучкой вокруг Профессора .

    - Господа! Я сейчас проходил по улице - они жгут книги!

    - Какие книги?

    - Что он говорит?

    - Ну так что же! Что ему надо!

    Профессор. Наше сокровище - нашу человеческую гордость - нашу великую святыню - они жгут книги, господа. Безумная чернь, что ты делаешь? Что ты делаешь?! Ах, друзья мои, друзья мои, - и когда я... когда я бросился отнимать... один маленький in octavo... 1 он, негодяй, ударил меня. (Плачет, протягивает, шатаясь, руки, но встречает пустоту.) За что он ударил меня? Разве я отнимал у него хлеб? Я работал честно, у меня только и есть что вот этот черный... черный сюртук. И больше ничего. Даже другого сюртука нету! Негодяй! (Плачет; обводит близорукими, заплаканными глазами комнату.) И когда я подумаю, что все это должно погибнуть - эти красивые статуи, эти дивные шкафы с книгами - в таких переплетах,- эти милые, прелестные, одухотворенные лица... Друзья мои! (Протягивает руки. всматривается. Молчат. Глядят на него откровенно. И вдруг он говорит тихо, с недоумением.) Где же лица? Где же лица? Что это? Кто это? (Громко.) Кто это?

    Ищет дрожащими руками очки, надевает, смотрит - пренебрежительно, с улыбками, не удостаивая ответа, как сумасшедшего или ребенка, отходят. Молча, продолжая недоуменно оглядываться, идет за ними разбитой старческой походкой и скрывается в библиотеке. А вопли уже начались. Но теперь в них звучит подавленность, тоска, полная беспомощность, почти покорность.

    - Мы должны умереть.

    - Приближается гибель!

    - Кто спасет нас? Мы погибаем.

    - Уже нет надежды. Мы погибаем.

    - Бог отступился от нас.

    - Смерть! - Смерть! - Смерть!

    Появляется . Говорит громко:

    - Что с вами? Отчего вы не танцуете? Где музыка? Музыканты, играйте! (Молчание. Девушка в недоумении, потом в гневе.) Что же вы? Вы боитесь? Почему горят не все огни? Вы боитесь? О, трусы! Мне стыдно быть с вами! Да танцуйте же! (Топает ногою.)

    Тихие, злые, хитрые голоса:

    - Она сумасшедшая.

    - Танцевать - теперь!

    - Уйдем от нее.

    - Она сумасшедшая. Ее нужно посадить в сумасшедший дом.

    - Уйдем!

    - Уйдем. С ней опасно. Она - кричит.

    - Там могут услыхать. Уйдем! Уйдем!

    Девушка в черном. Не в темноте, а в ярком свете нашей жизни должны мы их встретить. Вы слышите, трусы! Мы должны их встретить - танцуя - танцуя - танцуя! Пусть красотою будет наша смерть! Вы слышите!

    __________

    1. В восьмую часть листа (лат.) .

    Все обернули к ней спины и потихоньку уходят, на цыпочках, согнувшись. Одни только спины, трусливые, съежившиеся, хитрые. И тихий, злорадный, испуганный шепот:

    - Она сумасшедшая.

    - Уйдем!

    - Тише! Тише!

    - Обманем ее! Уйдем потихоньку!

    - Тише! Тише!

    - Обманем!

    - Тише!

    Девушка в черном. О, трусы! Боже мой, что же это! Да танцуйте же, танцуйте! (В бешенстве плачет, топая ногами.)

    - Тише! Тише! Уйдем! Тише!

    - Не хотите! Так смотрите, я буду танцевать одна!

    Хочет кружиться. К ней подходит Молодой человек , до сих пор молча стоявший у колонны, и говорит с изысканной нежностью:

    - Позвольте вас просить.

    Без музыки, в пустом пространстве некоторое время кружатся. А те, продолжая стоять к ним спинами, согнувшись, смотрят на них через плечи и шепчут, наполняя зал шипением:

    - Сумасшедшие! Сумасшедшие! Сумасшедшие! Сумасшедшие!

    Молодой человек (останавливаясь)

    Проводит Девушку среди поспешно расступающихся Гостей. Как только они скрываются, все с хохотом высыпают на середину.

    Ликующие голоса. Ушла!

    - Ха-ха-ха! Ушла!

    - Мы ее обманули!

    - Как они танцевали!

    - Ха-ха!

    Сердитый голос. Ее нужно посадить в сумасшедший дом. Своим криком она может поднять на нас весь город.

    - Связать!

    - Заткнуть ей рот.

    - Еще немного - и я бы схватил ее за горло.

    - Танцевать? Мы погибаем - вот что важно!

    - Нужно молиться богу.

    - Оставьте. Бог лучше вас знает, в чем тут дело. Нам нужно молиться дьяволу!.. Дьяволу!..

    - Что они говорят? Это кощунство! Бог за нас!

    - Я не хочу умирать. Я хочу жить - жить! А кто мне даст жизнь, бог или дьявол,- мне все равно!

    - Нет, он прав! Мы должны молиться дьяволу!

    Шум. Почти вбегает Лакей и говорит Хозяину дома.

    - Сюда идут! Уже близко!

    - Что?

    - Сюда идут!

    Хозяин дома (задыхаясь, громко) . Господа, внимание. Они идут сюда. Гасите огни. Гасите огни. Скорее! Есть еще надежда, что нас не заметят в темноте. Гасите огни!

    Общий переполох, но голосов не слышно. Охваченные паническим страхом, молча, точно слепые, все движутся в разные стороны и натыкаются друг на друга, пока гасят огни. И отовсюду, из всех дверей являются такие же смятенные, растерянные фигуры. Приходят и Художники . Погасла последняя лампочка, и наступает полная темнота, в которой со зловещей яркостью выступают красные четырехугольники окон. Теперь в среднем большом окне с цельным стеклом можно рассмотреть черный силуэт старинной колокольни, за которым клубится красный дым и даже как будто показываются языки огня. И оттуда идет непрерывный звон. Недалеко и хриплый рог Смерти. И в темноте протяжные плачущие голоса:

    - Приближается гибель.

    - Они идут, уже слышны их жестокие шаги!

    - Погибнут картины! Погибнет Веласкес, Мурильо, Джорджоне!

    - Погибнем и мы! И мы! И мы!

    - Приближается гибель!

    - Простите нас, голодные. Мы все сделаем для вас.

    - Погибнет Веласкес!

    - Боже, сжалься над нами!

    - Он не услышит! Он отступился от нас.

    - Он никогда и не был с нами. Молитесь дьяволу!

    - Дьявол! Дьявол!

    - Боже! Боже!

    - Приди, о дьявол!

    - Защити нас, о дьявол!

    - Боже! Боже!

    - Дьявол! Дьявол!

    - Приближается гибель!

    Стоны. Внезапно в темноте, с той стороны, где лестница, раздается мелкий, но спокойный, самоуверенный и громкий голос:

    - Что здесь такое? Отчего у вас темно? Разве ток прекратился?

    Одновременно испуганные и радостные голоса:

    - Дьявол! Дьявол!

    У входа зажигаются несколько лампочек и освещают маленькую фигурку Инженера . Это низенький, лысый, грязновато одетый, но чрезвычайно самоуверенный человечек. Некрасив,- хорош только большой выпуклый лоб. Говорит что-то с улыбкой - он демократичен и не считается с приличиями,- и тот отвечает, разводя почтительно руками.

    Инженер. Ага, понимаю! Пустяки, господа, пустяки. Можете зажечь все огни. Зажги-ка, любезный, они сами сейчас едва ли...

    Вынимает грязный носовой платок и громко сморкается. Общая радость, крики "Инженер! Инженер!". Зажигаются все огни. Хозяин дома обнимает Инженера.

    - Новости, дорогой мой, новости!

    - Господа! Новости! Инженер принес новости!

    - Пусть говорит!

    - Слушайте, слушайте!

    Инженер. Ничего особенного, господа. Должен вам сказать...

    Вынимает платок и громко сморкается. Возмущенные нетерпеливые голоса:

    - Что это?

    - Тут ждут, а он...

    - Он еще сморкается...

    Инженер. Господа, если бы мой нос строил я, он, конечно, не нуждался бы в платке. Но насморк...

    - Особенных новостей нет. Бунт еще продолжается. Эти господа зажгли что-то там еще, кажется, Национальную галерею. Такие идиоты! Впрочем, очень возможно, что галерея зажжена нашими же снарядами.

    - Так это правда! Дальше! К делу!

    - Могу добавить, что бунт захватывает, по-видимому, некоторые новые районы. Но мы, инженеры, приняли некоторые меры...

    - С кем Царь Голод? Вы не видали?

    - Виноват, этим вопросом не интересовался. Так вот, осмелюсь доложить, мы приняли некоторые меры... Боюсь, однако, что здесь нет людей, которые хорошо знали бы математику.

    - Говорите без математики.

    - Хорошо-с. Так вот, я и мои товарищи сделали несколько снарядов особенной, так сказать, разрушительной силы, размеры которой, сударыня, я затрудняюсь определить. Представим, например, обычную городскую площадь, полную народа,- и достаточно одного-двух таких снарядов...

    Голоса. Ого!

    - Славно! Так, так. На кусочки!

    - Какой ужас!

    - Оставьте. Я говорил, что нужно молиться дьяволу. Браво!

    - Браво! Браво!

    Аплодисменты. Инженер кланяется и снова вынимает платок.

    - Извините, господа, но, право, такой ужасный насморк...

    - Ничего! Пожалуйста! Пожалуйста!

    - Неужели у него нет чистого платка?

    - Далее, на Солнечной горе мы поставили ряд больших орудий огромной силы. И если бунт еще продолжится, мы закидаем город.

    - Это невозможно. А мы!

    - Погибнут невинные!

    - Это невозможно.

    - Конечно, господа, здесь есть известный риск для нас. Но в настоящее время, благодаря работе моих товарищей...

    - Браво!

    - Прицельность орудий достигла такой высокой степени...

    - Браво! Браво!

    Аплодисменты.

    Инженер (кланяется боком и знаком подзывает Лакея) . Не можешь ли ты мне, любезный, принести рюмку коньяку?

    Хозяин (громовым голосом) . Коньяку господину инженеру!

    Инженер. Такой, знаете, холод. В заключение, господа, еще одна маленькая, но утешительная новость. В среде этих же голодных мы нашли за невысокую относительно плату несколько достаточно умных и расторопных господ и снабдили их поручениями интимного свойства. И в настоящую минуту эти идиоты уже начали великолепнейшим образом истреблять друг друга.

    Хохот.

    - Конечно! Конечно!

    - Так! Так! Браво!

    - Дьявол помогает.

    Аббат стыдливо качает головою. Инженер берет принесенную рюмку коньяку и пьет с поклоном.

    - За ваше здоровье, сударыни!

    Очень красивая дама, Жена Хозяина дома , говорит громко:

    - Господин инженер! Вы некрасивы, у вас грязный носовой платок, вы вульгарны и не умеете держаться в порядочном обществе, но вы наш спаситель, и я становлюсь перед вами на колени. (Становится на колени.)

    Остальные кричат:

    - И я! И я! И я!

    Дама (продолжает)

    - И я! И я!

    - И мой муж позволит это, потому что и он, как и все мы, понимает, что вы наш спаситель. Позвольте поцеловать вашу руку. (Тянется на коленях за рукою.)

    Другие также.

    (вульгарно) . Пустяки, пустяки, сударыня. Впоследствии я, быть может, воспользуюсь вашими любезными предложениями, а пока... я очень устал и хотел бы вымыть руки. (Удаляется, сопровождаемый отрядом дам и девиц.)

    Голоса.

    - Приглашайте дам!

    - Как светло!

    Играет музыка. Некоторые танцуют. Колокол звонит почему-то реже, но рог Смерти на некоторое время становится почти непрерывным. Вот он заглушает колокол, вот заглушает и заставляет молчать музыку - вот он наполняет залу, хриплый, торжествующий, бешеный. Все прислушиваются, вытянув шеи. Говорят почти шепотом:

    - Смерть!

    - Ужасно!

    - Вы слышите?

    - Чувствуется, как падают сотни людей.

    - Тысячи!

    - Смерть! Смерть!

    Вдруг сразу наступает мертвая тишина, которая почти оглушает своей резкой неожиданностью. Умолкает колокол. Всхрипывает еще раз и умолкает рог. Мертвая тишина. Ярко горит электричество. Все застыли на своих местах и вопросительно, с тревогою переглядываются. На лестнице движение. Тяжелые, медленные шаги.

    - Что это?

    Входит . Он окровавлен, и измученное лицо его смертельно бледно. На голове острая красная корона; на остриях ее что-то красное, кровавое, будто куски человеческого мяса. Ни на кого не глядя, тяжелыми шагами он проходит в середину залы и стоит некоторое время в позе безысходного отчаяния и тоски. Шепот:

    - Что это? Что с ним?

    Царь Голод (поднимает голову с незрячими, точно ослепшими глазами и говорит тихо)

    Музыка играет торжественный победный марш.

    Опускается занавес .

    Пролог
    Картина: 1 2 3 4 5
    Раздел сайта: