• Приглашаем посетить наш сайт
    Станюкович (stanyukovich.lit-info.ru)
  • Жизнь человека (картина 5)

    Картина: 1 2 3 4 5

    Картина пятая
    СМЕРТЬ ЧЕЛОВЕКА

    Неопределенный, колеблющийся, мигающий, сумрачный свет, мешающий что-либо рассмотреть с первого взгляда. Когда глаз привыкает, он видит такую картину.

    Широкая, длинная комната с очень низким потолком, без одного окна в стенах. Вход откуда-то сверху, по ступеням. Стены гладки и сумрачно-грязны - похоже на грубую, запятнанную кожу какого-то большого зверя. Всю заднюю стену, до ступенек, занимает один огромный, плоский стеклянный буфет, сплошь установленный совершенно правильными рядами бутылок с разноцветными жидкостями. За невысоким прилавком совершенно неподвижно сидит Кабатчик , сложив руки на животе. Белое с румянцем лицо, лысина, большая рыжая борода - выражение полного спокойствия и равнодушия. Таким он остается все время, ни разу не перемещаясь и не меняя положения. За небольшими столиками на деревянных табуретках сидят Пьяницы . Количество людей увеличивается их тенями, блуждающими по стенам и по потолку. Бесконечное разнообразие отвратительного и ужасного. Лица, похожие на маски с непомерно увеличенными или уменьшенными частями: носатые и совсем безносые, глаза дико вытаращенные, почти вылезшие из орбит и сузившиеся до едва видимых щелей и точек; кадыки и крохотные подбородки. Волосы у всех путаные, лохматые, грязные, иногда закрывающие половину лица. На всех, однако, лицах, при их разнообразии, лежит печать страшного сходства: это зеленоватая, могильная окраска и выражение то веселого, то мрачного и безумного ужаса.

    Одеты Пьяницы в одноцветные лохмотья, обнажающие то зеленую костлявую руку, то острое колено, то впалую страшную грудь. Есть почти совсем голые. Женщины мало отличаются от мужчин и еще безобразнее, чем они. У всех трясутся руки и головы, и походка неровная, точно они ходят или по очень скользкой, или бугроватой, или движущейся поверхности. И голоса одинаковые: хриплые, сипящие; и так же нетвердо, как ходят, выговаривают Пьяницы слова непослушными, точно замерзшими губами.

    Посередине сборища, за отдельным столиком, сидит Человек , положив седую, всклокоченную голову на руки. Таким остается он все время, за исключением того момента, когда говорит. Одет он очень плохо. В углу неподвижно стоит Некто в сером с догорающей свечой. Узкое синее пламя колеблется, то ложась на край, то острым язычком устремляясь вверх. И могильно-синие блики на каменном лице и подбородке Его.

    РАЗГОВОР ПЬЯНИЦ

    - Боже мой! Боже мой!

    - Послушайте, - как странно колеблется все: ни на чем нельзя остановить взора.

    - Все дрожит как в лихорадке: люди, стулья и потолок.

    - Вы не слышите шума? Я слышу какой-то шум. Точно грохочут железные колеса или камни падают с горы. Большие камни падают, как дождь.

    - Это шумит в ушах.

    - Это шумит кровь. Я чувствую мою кровь. Густая, черная, пахнущая ромом, она тяжело катится по жилам. И когда подходит к сердцу, то все падает, и становится страшно.

    - Я вижу как будто блистание молний!

    - Я вижу огромные красные костры, и на них горят люди. Противно пахнет горелым мясом. Черные тени кружатся вокруг костров. Они пьяны, эти тени. Эй, позовите меня, я буду с вами танцевать.

    - Боже мой! Боже мой!

    - И я веселый! Кто хочет со мною смеяться? Никто не хочет, так я буду один. ( Смеется один .)

    - Прелестная женщина целует меня в губы. От нее пахнет мускусом, и зубы у нее как у крокодила. Она хочет укусить меня. Прочь, шлюха!

    - Я не шлюха. Я старая беременная змея. Уже целый час смотрю я, как из моей утробы выходят маленькие змейки и ползают. Эй, не раздави моего змееныша!

    - Куда ты идешь?

    - Кто ходит там? Сядьте. Весь дом дрожит, когда вы ходите.

    - Я не могу. Мне страшно сидеть.

    - И мне страшно. Когда сидишь, то слышно, как ужас бегает по телу.

    - И мне. Пустите меня!

    Трое или четверо Пьяниц колеблющимися шагами бесцельно бродят, путаясь среди столов.

    - Посмотрите, что оно делает. Уже два часа оно старается прыгнуть на мои колени. Только на вершок не достает. Я его отгоню, а оно опять. Это какая-то странная игра.

    - У меня под черепом ползают черные тараканы. И шуршат.

    - У меня распадается мозг. Я чувствую, когда одна серая частица отделяется от другой. Мой мозг похож на скверный сыр. Он пахнет.

    - Боже мой! Боже мой!

    - Сегодня ночью я подползу к ней на коленях и зарежу ее. Потечет кровь. Она сейчас течет уже: такая красная.

    - За мной все время ходят трое. Они зовут меня в темный угол на пустырь и там хотят зарезать. Они сейчас около дверей.

    - Кто это ходит по стенам и по потолку?

    - Боже мой! Они пришли сюда. За мною.

    - Кто?

    - Они!

    - У меня немеет язык. Что же мне делать? У меня немеет язык. Я буду плакать. ( Плачет .)

    - Все из меня лезет наружу. Я сейчас вся вывернусь наизнанку и буду красной.

    - Послушайте, послушайте, эй! Кто-нибудь. На меня идет чудовище. Оно поднимает руку. Помогите, эй!

    - Что это! Помогите! Паук!

    - Помогите!

    Некоторое время кричат хриплыми голосами: "Помогите!"

    - Мы все пьяницы. Позовем всех сверху сюда. Наверху так мерзко.

    - Не надо. Когда я выхожу отсюда на улицу, она мечется, как дикий зверь, и скоро валит меня с ног.

    - Мы все пришли сюда. Мы пьем спирт, и он дает нам веселье.

    - Он дает ужас. Я весь день трясусь от ужаса.

    - Лучше ужас, чем жизнь. Кто хочет вернуться туда?

    - Не хочу. Я лучше издохну здесь. Не хочу я жить!

    - Никто!

    - Боже мой! Боже мой!

    - Зачем ходит сюда Человек? Он пьет мало, а сидит много. Не надо его.

    - Пусть идет в свой дом. У него свой дом.

    - Пятнадцать комнат.

    - Не трогайте его, ему больше некуда ходить.

    - У него пятнадцать комнат.

    - Они пустые. В них только бегают и дерутся крысы.

    - А жена?

    - У него никого нет. Должно быть, умерла жена.

    - Умерла жена.

    - Умерла жена.

    Во время этого разговора и последующего потихоньку входят Старухи в странных покрывалах, незаметно заменяя собой тихо уходящих Пьяниц . Вмешиваются в разговор, но так, что никто этого не замечает.

    РАЗГОВОР ПЬЯНИЦ И СТАРУХ

    - У него пятнадцать комнат.

    - Послушайте, как бьется его сердце: неровно и тихо. Оно скоро остановится.

    - Эй! Человек! Позови нас к себе: у тебя пятнадцать комнат.

    - Оно скоро остановится. Старое, больное, слабое сердце Человека!

    - Он спит, пьяный дурак. Спать так страшно, а он спит. Он может во сне умереть. Эй, разбудите его!

    - А помните, как билось оно молодо и сильно!

    - Я пойду на улицу и устрою скандал. Меня ограбили. Я совсем голый. У меня зеленая кожа.

    - Здравствуйте.

    - Опять шумят колеса. Боже мой, они меня задавят. Помогите!

    Никто не отзывается.

    - Здравствуйте.

    - А вы помните, как он родился? Вы, кажется, там были?

    - Должно быть, я умираю. Боже мой, боже мой! Кто же отнесет меня в могилу? Кто зароет меня? Так и буду я валяться, как собака, на улице. Будут люди ходить через меня, экипажи ездить - раздавят они меня. Боже мой! Боже мой! ( Плачет .)

    - Позвольте поздравить вас, дорогой родственник, с новорожденным.

    - Твердо уверен, что тут есть ошибка. Когда из прямой линии выходит замкнутый круг, то это - абсурд. Сейчас я докажу это!

    - Вы правы.

    - Боже мой! Боже мой!

    - Только невежды в математике могут допустить это.. Но я не допускаю. Слышите, я не допускаю этого!

    - И цветы. Ландыши, с которых не высохла роса, фиалки и зеленую травку.

    - Не трогайте, девушки, не трогайте цветов.

    Тихо смеются.

    - Боже мой! Боже мой!

    Пьяницы все ушли, и их места заняты Старухами в странных покрывалах. Свет становится ровным и очень слабым. Резко выделяется фигура Неизвестного и седая голова Человека, на которую сверху падает слабый свет.

    РАЗГОВОР СТАРУХ

    - Здравствуйте!

    - Здравствуйте. Какая славная ночь!

    - Вот мы и снова собрались. Как ваше здоровье?

    - Покашливаю.

    Тихо смеются.

    - Теперь недолго. Он сейчас умрет.

    - Взгляните на свечу. Пламя синее, узкое и стелется по краям. Уже нет воска, и фитиль догорает.

    - Не хочет гаснуть.

    - А когда вы видели, чтобы пламя хотело гаснуть?

    - Не спорьте! Не спорьте! Хочет оно гаснуть или не хочет, а время идет.

    - А вы помните его автомобиль? Он однажды чуть не задавил меня.

    - А его пятнадцать комнат?!

    - А вы полежали на кровати, где умерла его жена? Не правда ли, какая она мягкая?!

    - Да, я обошла все комнаты и помечтала немного. У них такая милая детская. Жаль только, что и там выбиты рамы и ветер шуршит каким-то сором. И кроватка детская такая милая. В ней крысы теперь завели свое гнездо и выводят детей.

    - Таких миленьких, голеньких крысяток.

    Тихо смеются.

    - А в кабинете на столе лежат игрушки: бесхвостая лошадка, кивер, красноносый паяц. Я немного поиграла с ними. Надевала кивер - он так ко мне идет. Только пыли на них ужасно много, вся перепачкалась.

    - Но неужели вы не были в зале, где давался бал? Там так весело.

    - Да, я была там, но, представьте, что я увидела! Темно, стекла выбиты, ветер шуршит обоями...

    - Это похоже на музыку.

    - А у стен, в темноте, на корточках сидят гости, но в каком виде, если бы вы знали!

    - Мы знаем!

    - И, ляская зубами, лают отрывисто: как богато, как пышно!

    - Вы шутите, конечно?

    - Конечно, я шучу. Вы знаете мой веселый характер.

    - Как богато! Как пышно!

    - Как светло!

    Тихо смеются.

    - Напомните ему.

    - Как богато! Как пышно!

    - Ты помнишь, как играла музыка на твоем балу?

    - Кружились танцующие, и музыка играла так нежно, так красиво. Она играла так.

    Становятся полукругом около Человека и тихо напевают мотив музыки, что играли на его балу.

    - Устроим бал! Я так давно не танцевала.

    - Вообрази, что это дворец, сверхъестественно красивый дворец.

    - Зовите музыкантов. Нельзя же хороший бал давать без музыки.

    - Музыкантов!

    - Ты помнишь?

    Напевают. В то же мгновение по ступеням спускаются те три музыканта , что играли на балу. Тот, кто со скрипкой, аккуратно подстилает на плечо носовой платок, и все три начинают играть с чрезвычайной старательностью.

    Но звуки тихи и нежны, как во сне.

    - Вот бал, как пышно!

    - Как светло!

    - Ты помнишь?

    Тихо напевая под музыку, начинают кружиться вокруг Человека, манерничая и в дикой уродливости повторяя движения девушек в белых платьях, танцевавших на балу. При первой музыкальной фразе они кружатся, при второй - сходятся и расходятся грациозно и тихо. И тихо шепчут:

    - Ты помнишь?

    - Ты сейчас умрешь, а ты помнишь?

    - Ты помнишь?

    - Ты помнишь?

    - Ты помнишь?

    Танец становится быстрее, движения резче. В голосах поющих Старух проскальзывают странные, визгливые нотки; такой же странный смех, пока еще сдержанный, тихим шуршанием пробегает по танцующим. Проносясь мимо Человека, бросают ему в ухо отрывистый шепот:

    - Ты помнишь?

    - Ты помнишь?

    - Как нежно, как хорошо!

    - Как отдыхает душа!

    - Ты помнишь?

    - Ты сейчас умрешь, сейчас умрешь, сейчас умрешь...

    - Ты помнишь?

    Кружатся быстрее, движения резче. Внезапно все смолкает и останавливается. Застывают с инструментами в руках музыканты, в тех же позах, в каких застало их безмолвие, замирают танцующие. Человек встает, выпрямляется, закидывает седую, красивую грозно-прекрасную голову и кричит неожиданно громко, призывным голосом, полным тоски и гнева. После каждой короткой фразы короткая, но глубокая пауза.

    - Где мой оруженосец? - Где мой меч? - Где мой щит? - Я обезоружен! - Скорее ко мне! - Скорее! - Будь прокля... ( Падает на стул и умирает, запрокинув голову. )

    В то же мгновение, ярко вспыхнув, гаснет свеча, и сильный сумрак поглощает предметы. Точно со ступенек ползет сумрак и постепенно заволакивает все. Только светлеет лицо умирающего Человека. Тихий, неопределенный говор Старух, шушуканье, пересмеивание.

    Некто в сером . Тише! Человек умер!

    Молчание, тишина. И тот же холодный, равнодушный голос повторяет из глубокой дали, как эхо:

    - Тише! Человек умер!

    Молчание, тишина. Медленно густеет сумрак, но еще видны мышиные фигуры насторожившихся Старух. Вот тихо и безмолвно они начинают кружиться вокруг мертвеца, потом начинают тихо напевать, начинают играть музыканты. Сумрак густеет, и все громче становится музыка и пение, все безудержнее дикий танец. Уже не танцуют, а бешено носятся они вокруг мертвеца, топая ногами, визжа, смеясь непрерывно диким смехом. Наступает полная тьма. Еще светлеет лицо мертвеца, но вдруг гаснет и оно. Черный, непроглядный мрак.

    И во мраке слышно движение бешено танцующих, взвизгивания, смех, нестройные, отчаянно громкие звуки оркестра. Достигнув наивысшего напряжения, все эти звуки и шум быстро удаляются куда-то, замирают.

    Опускается занавес

    23 сентября 1906

     

    Приложение
    ПОЗДНИЙ ВАРИАНТ ПЯТОЙ КАРТИНЫ ПЬЕСЫ "ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА"

    Высокая мрачная комната, в которой умерли сын и жена Человека. На всем лежит печать разрушения и смерти. Стены покосились и грозят падением: в углах раскинулась паутина - правильные светлые круги, включенные безысходно один в другой; грязно-серыми прядями спускается мертвая паутина и с нависшего потолка. Точно под упорным давлением мрака, черной безграничностью объявшего дом Человека, подались внутрь и покривились два высоких окна: если окна не выдержат и провалятся, то мрак вольется в комнату и погасит слабый, умирающий свет, которым озаряется она.

    В задней стене коленчатая лестница, ведущая наверх, в те комнаты, где происходил когда-то бал; внизу видны кривые погнувшиеся ступени, дальше они теряются в густой насупившейся мгле. У той же стены под искривленным, порванным балдахином кровать, на которой умерла жена Человека.

    Справа темное жерло холодного, давно потухшего огромного камина; большая куча мертвой золы, в которой белеет полуобгорелый лист какой-то бумаги, по-видимому, чертежа. Перед камином в кресле сидит неподвижно умирающий Человек ; в том, как оборван его халат, в том, как лохматы и дики его нечесаные седые волосы и борода, чувствуется полная заброшенность и одиночество умирания. В стороне от Человека, в таком же кресле, крепко спит Сестра Милосердия с белым крестом на груди; за все время картины она не просыпается ни разу.

    Вокруг умирающего Человека, обнимая его тесным кольцом жадно вытянутых лиц, сидят на стульях Наследники . Их семь человек, три женщины и четверо мужчин. Их шеи хищно вытянуты по направлению к Человеку, рты жадно полураскрыты; напряженно-скрюченные пальцы на поднятых руках походят на когти хищных птиц. Есть среди них толстые и весьма упитанные люди, особенно один господин, жирное тело которого бесформенно расплывается на стуле, но по тому, как они сидят, как они смотрят на Человека, - кажется, что всю жизнь они были голодны и всю жизнь ожидали наследства. Голодны они как будто и сейчас.

    В углу неподвижно стоит Некто в сером с догорающей свечою. Узкое синее пламя колеблется, то ложась на край, то острым язычком устремляясь вверх. И могильно-сини блики на каменном лице и подбородке Его.

    РАЗГОВОР НАСЛЕДНИКОВ

    Говорят громко:

    - Дорогой родственник, вы спите?

    - Дорогой родственник, вы спите или нет? Отвечайте нам.

    - Мы ваши друзья!

    - Ваши наследники.

    - Отвечайте нам!

    Человек молчит. Наследники переходят на громкий шепот.

    - Он молчит.

    - Он ничего не слышит: он глух.

    - Нет, он притворяется. Он ненавидит нас, он рад был бы нас выгнать, но не может: мы его наследники!

    - Каждый раз, когда мы приходим, он смотрит на нас так, точно мы пришли убивать его. Как будто не умрет он и сам!

    - Глупец!

    - Это от старости. От старости все люди становятся глупы.

    - Нет, это от жадности. Он рад был бы унести в могилу все. Он не знает, что в могилу человек уходит один.

    - Почему вы так ненавидите нашего дорогого родственника?

    - Потому, что он медлит умирать. ( Громко .) Старик, почему ты не умираешь? Ты портишь нам жизнь, ты грабишь нас. Твое платье рвется и гниет, твой дом разрушается, твои вещи стареют и теряют ценность!

    - Это правда, он нас грабит!

    - Тише! Зачем кричать!

    - Но, может быть, дорогой родственник слышит нас?

    - Пусть слышит! Правду всегда полезно слышать.

    - Но, может быть, у него еще хватит силы составить завещание и лишить нас наследства?

    - Вы думаете?

    Натянуто смеются. Продолжают нежными голосами, громко, так, чтобы слышал Человек.

    - Пустяки, он всегда был умным человеком, склонным к юмору, и прекрасно понимает шутку. Не правда ли, дорогой родственник?

    - Конечно, мы шутили.

    - Мы можем ждать сколько угодно. Нам только жаль его. Так грустно день и ночь сидеть одному перед потухшим камином, - не правда ли, дорогой родственник?

    - Почему он не ляжет в постель?

    - Так, маленькая причуда. На этой постели умерла его жена, и он никому не позволяет коснуться ни белья, ни подушек.

    - Но время уже коснулось их!

    - От них пахнет гнилью.

    - Здесь отовсюду пахнет гнилью. ( Нюхает .)

    - Когда я подумаю... Нет, когда я подумаю, что в этом камине он непроизводительно жег целые бревна...

    - А вы помните его бал? Наш милый родственник так сорил деньгами!

    - Нашими деньгами!

    - А вы помните, как он баловал жену, эту ничтожную женщину?

    - Добавьте: которая обманывала его.

    - У которой была дюжина любовников!

    - Тише! Тише!

    - Которая жила с лакеем! Да, со своим лакеем. Я сама видела однажды, как они переглянулись.

    - Но она умерла! Не оскверняйте могил клеветою!

    - Но это правда: я сама слыхала о том же.

    - Бедный, обманутый глупец!

    - Вы не замечаете украшений в его почтенной седине.

    - Тише! Тише!

    С возгласами "Тише! Тише!" переглядываются и тихонько смеются.

    - Человек не имеет права думать только о самом себе. Когда я рассчитаю, сколько он мог бы нам оставить и сколько нам остается...

    - Гроши!

    - Нужно благодарить провидение и за то, что осталось. Наш почтенный родственник так небережлив.

    - Взгляните на его халат: разве можно так обращаться с дорогими вещами.

    - Вы думаете? Я не вижу отсюда, что это за материя.

    - Подойдите осторожно и пощупайте пальцами. Это шелк.

    Одна из женщин подходит к умирающему Человеку и, делая вид, что оправляет подушку, ощупывает материю. Все с любопытством следят за нею.

    - Шелк!

    Различными жестами Наследники выражают свое негодование.

    Человек ( ). Воды!

    Наследники . Что он говорит? Он слышал? Чего ему надо?

    Человек . Воды! Бога ради, воды! ( Умолкает .)

    Несколько испуганные Наследники ищут воды, но не находят. Брезгливо-встревоженные голоса:

    - Воды!

    - Он просит воды!

    - Да дайте же ему воды!

    - Воды нет.

    Все разом обращаются к спящей Сестре Милосердия, крича, приставляя руки ко рту в виде рупора:

    - Сестра Милосердия!

    - Сестра Милосердия!

    - Сестра Милосердия!

    - Вам говорят, Сестра Милосердия! Больной просит воды.

    - Растолкайте ее. За что же ей платят деньги, если она все время спит!

    - А если вы хотите такую сестру милосердия, которая бы не спала, то придется платить еще дороже. Разве вы этого не понимаете?

    - Она очень устала. У бедной женщины так много работы!

    - Дорогой родственник, вы не можете подождать? Сестра очень устала и спит.

    Человек не отвечает, и все снова рассаживаются по местам, полукругом. Слабый свет, озаряющий комнату, медленно гаснет - в углах встает мрак. Тяжело, откуда-то сверху, ползет мрак по ступеням, стелется по потолку, бесшумно липнет к каждому углублению.

    - Он успокоился. Бедный!

    - Как темно! Господа, вы не замечаете, как темно?

    - Когда я подумаю, что так, перед камином, он может просидеть еще долго - недели, месяцы, мне хочется схватить его за тощую шею и удушить.

    - Позвольте: вы так беспокоитесь о наследстве, а вместе с тем я не знаю, кто вы?

    - И я не знаю! И я!

    - Вы просто человек с улицы: какое вы имеете право на наследство?

    - Я такой же наследник, как и вы.

    - Нет, сударь, вы мошенник!

    - Нет, это вы мошенник!

    - Тише! Тише!

    - Его надо выгнать! Вон!

    - Вы все мошенники!

    - Тише! Вы разбудите его!

    Яростно оскалив зубы, грозят друг другу сжатыми кулаками.

    - Господа, свет гаснет! Я почти не вижу лиц.

    - Надо уходить. Еще один погибший день!

    - Надо уходить.

    - Вас съедят здесь крысы.

    В исступлении:

    - Это мой дом - мой, мой, мой!

    - Одна седьмая часть, господин наследник с улицы, во всяком случае не больше как одна седьмая часть.

    - Это мой дом! Мой!

    - Господа, темнеет.

    - Спокойной ночи, дорогой родственник!

    - Спокойной ночи, дорогой родственник!

    - Спокойной ночи, дорогой родственник!

    По очереди, низко кланяясь Человеку, уходят. Некоторые поднимают вялую, бледную руку умирающего, лежащую на ручке кресла, и нежно пожимают ее. Наследник с улицы остается один. Презрительно взглянув на безмолвных Человека и Сестру Милосердия, он быстро и сердито исследует комнату: трогает стены, щупает материю на стульях, оценивает взглядом то, до чего не может дотянуться руками. Подходит к кровати, на которой умерла жена Человека, и пробует крепость белья. Но гнилая материя расползается под пальцами, и, бешено топнув ногою, Наследник разбрасывает подушки и простыни. Потом решительно идет к умирающему и останавливается за его спиною.

    Речь Наследника . Послушай, старик. Ты должен умереть. Зачем ты оскорбляешь смерть сопротивлением? Уходи. Освободи живые вещи от твоей мертвой власти, - она свинцовой тяжестью лежит над всем. Посмотри: все ждет и жаждет твоей смерти - эти падающие стены, - эта паутина и паук, заключенный в ее круги, - этот черный камин. Прежде он дышал на тебя огнем, теперь в прохладу могилы зовет твое изношенное тело. Уходи. Там ты встретишь тех, кто любил тебя и в черноте и в седине твоих волос и был любим тобою.

    Молчание.

    - Не веришь?! ( .) Эй, ты! Скажи ему, что там его встретит любимый сын его с проломленной головою, жена, умершая от болезней и горя.

    Молчание.

    И ты молчишь? И все молчит? Пусть. Но что бы ни ждало тебя там, - отсюда уходи; я, живой, изгоняю тебя из жизни. И когда ты умрешь, я благословлю тебя. Я возложу венки на твой гроб, и на том месте, где будет гнить твое тело, воздвигну памятник - если это не будет дорого стоить. Уходи.

    Молчание. Наследник снова ходит по комнате, но уныние места, мрак, непрерывно нарождающийся, тягучее безмолвие пугают его. Тревожно мечется он, позабыв, где выход, и говорит хрипло:

    Молчание. В разных местах почти одновременно показываются Старухи . Происходит легкая, молчаливая, смешная для Старух игра: они загораживают выход Наследнику, кружат по комнате и, так бесшумно перебрасывая его, пропускают наконец к двери. Подняв над головою руки, с выражением ужаса Наследник убегает. Старухи тихонько смеются.

    РАЗГОВОР СТАРУХ

    - Здравствуйте! Какая славная ночь!

    - Вот мы и снова собрались. Как ваше здоровье?

    - Покашливаю.

    Тихо смеются.

    - Посмотрите на свечу. Пламя синее, узкое и стелется по краям. Уже нет воска, и только фитиль догорает.

    - Не хочет гаснуть.

    - А когда вы видели, чтобы пламя хотело гаснуть?

    - Не спорьте! Не спорьте! Хочет пламя гаснуть или не хочет, а время идет.

    - Время идет.

    - А вы помните, как он родился? Позвольте, дорогой родственник, поздравить вас с новорожденным!

    - А вы помните розовенькое платьице и голенькую шейку?

    - И цветы. Ландыши, с которых не высохла роса, фиалки и зеленую травку?

    Смеются.

    - Время идет.

    - Время идет.

    Смеются. Одна из Старух оправляет постель.

    - Я оправляю постель, на которой умерла его жена.

    - Зачем это нужно? Он сейчас умрет.

    - Какая вы добрая!

    - Теперь хорошо. Теперь он может идти.

    - Теперь хорошо. Теперь хорошо.

    Широким дыханием через комнату проносится гармоничный, но очень печальный и странный звук. Зародившись где-то наверху, он трепетно гаснет во мраке углов. Похоже, как будто одна за другою лопнули многие струны.

    - Что это?

    - Это там, наверху, где давали бал. Это музыка!

    - Да, это похоже на музыку.

    - Там так весело! Там на корточках в темноте у ободранных стен сидят гости, но в каком виде, если бы вы знали.

    - Мы знаем!

    - И, ляская зубами, лают отрывчато: как богато, как пышно!

    - Конечно, я шучу. Вы знаете мой веселый характер.

    - Как богато! Как пышно!

    - Как светло!

    Тихо смеются.

    Тесно окружают Человека, льнут к нему мягкими движениями, ласкают костлявыми руками, засматривают в лицо и шепчут вкрадчиво, въедаясь в самую глубину старого сердца:

    - Ты помнишь?

    - Как богато! Как пышно!

    - Ты помнишь, как играла музыка на твоем балу?

    - Кружились танцующие, и музыка играла так нежно, так красиво. Она играла так... ( Тихо напевают мотив музыки, что играли на его балу. )

    - Ты помнишь?

    - Устроим бал! Я так давно не танцевала!

    - Ты помнишь? Вот заливаются певучие скрипки. Вот нежно поет свирель. Вот...

    Внезапно, перебивая речь Старух, начинает играть музыка, наверху в том месте, где находится зала. Звуки приносятся громкие и отчетливые. Старухи прислушиваются.

    - Тише! Вы слышите?

    - Они играют!

    Дико кричит .) Эй, музыканты, сюда!

    Остальные вторят:

    - Эй, музыканты, сюда! Эй, музыканты, сюда!

    три музыканта , что играли на балу. Выходят на середину, становятся в ряд, как стояли тогда. Тот, что со скрипкой, аккуратно подстилает на плечо носовой платок, и все трое начинают играть с чрезвычайной старательностью. Но звуки тихи, нежны и печальны, как во сне.

    - Вот и бал!

    - Как богато! Как пышно!

    - Ты помнишь?

    Тихо напевая под музыку, начинают кружиться вокруг Человека, манерничая и в дикой уродливости повторяя движения девушек в белых платьях, танцевавших на балу. При первой музыкальной фразе они кружатся, при второй сходятся и расходятся грациозно и тихо. И тихо шепчут:

    - Ты помнишь?

    - Ты сейчас умрешь, а ты помнишь?

    - Ты помнишь?

    - Ты сейчас умрешь, а ты помнишь?

    - Ты помнишь?

    Танец становится быстрее, движения резче. В голосах поющих Старух проскальзывает странная, визгливая нотка; такой же странный смех, пока еще сдержанный, тихим шуршанием пробегает по танцующим. Проносясь мимо Человека, бросают ему в ухо отрывистый шепот:

    - Ты помнишь?

    - Как нежно, как хорошо!

    - Как отдыхает душа!

    - Ты помнишь?

    - Ты помнишь?

    Кружатся быстрее, движения резче. Внезапно все смолкает и останавливается. Застывают с инструментами в руках музыканты; в тех же позах, в каких застало их безмолвие, замирают танцующие. Человек встает, шатаясь, и неверными шагами идет к постели. Одна из Старух загораживает ему путь и шепчет в лицо:

    - Не ложись в постель! Ты там умрешь!

    - Ты там умрешь!

    Человек беспомощно останавливается и молит в тоске:

    - Помогите мне кто-нибудь. Я не могу дойти до постели.

    И вдруг точно видит все. Видит злобно насторожившихся Старух, блудливо заигрывающих со смертью: видит разрушение, и мрак, и смерть, царящие вокруг; видит как бы впервые каменный лик Некоего в сером и свечу, копотно догорающую в руке Его. Поднимает руку, и отступают Старухи. Закидывает седую, грозно-прекрасную голову, выпрямляется, готовясь к последнему бою, и кричит неожиданно громко, призывным голосом, полным тоски и гнева. В первой короткой фразе еще звучит старческая слабость; но с каждой последующей голос молодеет и крепнет; и, отражая на мгновение вернувшуюся жизнь, высоко взметывается красное, тревожное пламя свечи, озаряя окружающее суровым отсветом пожара.

    - Где мой оруженосец? - Где мой меч? - Где мой щит? - Я обезоружен! - Скорее ко мне! - Скорее! - Будь проклят! ( .)

    В то же мгновение, бессильно взметнувшись еще раз, гаснет пламя, и сильный сумрак поглощает предметы. Будто подались наконец стена и окна, задержавшие мрак, и густой, черной, победоносной волною он заливает все; только светлеет лицо умершего Человека. Тихий, неопределенный голос Старух, шушуканье, пересмеиванье.

    Некто в сером . Тише! Человек умер!

    Молчание, тишина. И тот же холодный, равнодушный голос повторяет из глубокой дали, как эхо:

    Молчание, тишина. Медленно густеет сумрак, но еще видны мышиные фигуры насторожившихся Старух. Вот тихо и безмолвно они начинают кружиться вокруг мертвеца - потом начинают тихо напевать - начинают играть музыканты. Сумрак густеет, и все громче становится музыка и пение, все безудержнее дикий танец. Уже не танцуют, а бешено носятся они вокруг мертвеца, топая ногами, визжа, смеясь непрерывно диким смехом. Наступает полная тьма. Еще светлеет лицо мертвеца, но вот гаснет и оно. Черный, непроглядный мрак. И во мраке слышно движение бешено танцующих, взвизгивания, смех, нестройные, отчаянно-громкие звуки оркестра. Достигнув наивысшего напряжения, все эти звуки и шум быстро удаляются куда-то, замирают... Тишина.

    Опускается занавес

    20 февраля 1908 г.

    Картина: 1 2 3 4 5