• Приглашаем посетить наш сайт
    Чуковский (chukovskiy.lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1902"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
    Поиск  
    1. Мысль
    Входимость: 17. Размер: 100кб.
    2. Скороход Н. С.: Леонид Андреев. Глава пятая. 1902–1905: Баловень судьбы
    Входимость: 12. Размер: 87кб.
    3. Бездна
    Входимость: 10. Размер: 43кб.
    4. Иностранец
    Входимость: 8. Размер: 35кб.
    5. Скороход Н. С.: Леонид Андреев. Глава третья. 1891–1897: Голодный студент
    Входимость: 4. Размер: 88кб.
    6. "Мещане" (М. Горький)
    Входимость: 4. Размер: 12кб.
    7. Д. П. Святополк-Мирский. Леонид Андреев
    Входимость: 4. Размер: 19кб.
    8. Скороход Н. С.: Леонид Андреев. Глава четвертая. 1897–1901: Беллетрист родился!
    Входимость: 3. Размер: 112кб.
    9. Татьянин день
    Входимость: 3. Размер: 12кб.
    10. Воровский В.В.: Леонид Андреев
    Входимость: 2. Размер: 55кб.
    11. Михайлова М.В., Шулятиков В.И.: "Рассказ о семи повешенных" Л.Андреева - исторический контекст
    Входимость: 2. Размер: 23кб.
    12. О писателе (Золя)
    Входимость: 2. Размер: 17кб.
    13. Весной
    Входимость: 2. Размер: 22кб.
    14. Оригинальный человек
    Входимость: 2. Размер: 20кб.
    15. Баргамот и Гараська
    Входимость: 2. Размер: 22кб.
    16. Письма Л.Н. Андреева В.В. Муйжелю и ситация в издательстве "Знание"
    Входимость: 2. Размер: 22кб.
    17. Венгеров С.: Андреев Л. Н.
    Входимость: 2. Размер: 43кб.
    18. Троцкий Л. : О Леониде Андрееве
    Входимость: 2. Размер: 36кб.
    19. Набат
    Входимость: 2. Размер: 14кб.
    20. Москва. Мелочи жизни
    Входимость: 2. Размер: 22кб.
    21. Иванов-Разумник: О смысле жизни (Ф. Сологуб, Л. Андреев, Л. Шестов, старая орфография). Лев Шестов
    Входимость: 2. Размер: 178кб.
    22. Книга
    Входимость: 2. Размер: 10кб.
    23. Если жизнь не удастся тебе, то тебе удастся смерть
    Входимость: 2. Размер: 13кб.
    24. Муратова К.Д.: Андреев Л. Н. (Биобиблиографическая справка)
    Входимость: 2. Размер: 25кб.
    25. Чулков Георгий: Леонид Андреев
    Входимость: 2. Размер: 33кб.
    26. Отжил ли Некрасов ?
    Входимость: 2. Размер: 4кб.
    27. "Три сестры" (А. П. Чехов)
    Входимость: 1. Размер: 14кб.
    28. Кусака
    Входимость: 1. Размер: 16кб.
    29. Предстояла кража
    Входимость: 1. Размер: 14кб.
    30. Гостинец
    Входимость: 1. Размер: 17кб.
    31. Скороход Н. С.: Леонид Андреев
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    32. Люди теневой стороны
    Входимость: 1. Размер: 9кб.
    33. Минский Н.М.: Абсолютная реакция (Леонид Андреев и Мережковский)
    Входимость: 1. Размер: 64кб.
    34. Младость (действие 4)
    Входимость: 1. Размер: 36кб.
    35. О "Двух душах" М. Горького
    Входимость: 1. Размер: 21кб.
    36. Скиталец: Леонид Андреев
    Входимость: 1. Размер: 60кб.
    37. "Когда мы, мертвые, пробуждаемся"
    Входимость: 1. Размер: 15кб.
    38. Что видела галка
    Входимость: 1. Размер: 10кб.
    39. "Дикая утка"
    Входимость: 1. Размер: 16кб.
    40. Скороход Н. С.: Леонид Андреев. Основные даты жизни и творчества Л. Н. Андреева
    Входимость: 1. Размер: 21кб.
    41. Впечатления
    Входимость: 1. Размер: 44кб.
    42. О российском интеллигенте
    Входимость: 1. Размер: 17кб.
    43. Ф.И. Шаляпин
    Входимость: 1. Размер: 20кб.
    44. Ангелочек
    Входимость: 1. Размер: 29кб.
    45. Город
    Входимость: 1. Размер: 15кб.
    46. Иванов-Разумник: О смысле жизни (Ф. Сологуб, Л. Андреев, Л. Шестов, старая орфография). Ф. Сологуб
    Входимость: 1. Размер: 126кб.
    47. Скороход Н. С.: Леонид Андреев. Глава шестая. 1905–1906: Драматург, заключенный, эмигрант
    Входимость: 1. Размер: 87кб.
    48. Петька на даче
    Входимость: 1. Размер: 22кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Мысль
    Входимость: 17. Размер: 100кб.
    Часть текста: происшедшего самим доктором Керженцевым через месяц после начала испытания; вместе с другими материалами, добытыми следствием, они легли в основу судебной экспертизы. ЛИСТ ПЕРВЫЙ До сих пор, гг. эксперты, я скрывал истину, но теперь обстоятельства вынуждают меня открыть ее. И, узнав ее, вы поймете, что дело вовсе не так просто, как это может показаться профанам: или горячечная рубашка, или кандалы. Тут есть третье - не кандалы и не рубашка, а, пожалуй, более страшное, чем то и другое, вместе взятое. Убитый мною Алексей Константинович Савелов был моим товарищем по гимназии и университету, хотя по специальностям мы разошлись: я, как вам известно, врач, а он окончил курс по юридическому факультету. Нельзя сказать, чтобы я не любил покойного; он всегда был мне симпатичен, и более близких друзей, чем он, я никогда не имел. Но при всех симпатичных свойствах, он не принадлежал к тем людям, которые могут внушить мне уважение. Удивительная мягкость и податливость его натуры, странное непостоянство в области мысли и чувства,...
    2. Скороход Н. С.: Леонид Андреев. Глава пятая. 1902–1905: Баловень судьбы
    Входимость: 12. Размер: 87кб.
    Часть текста: «мешка». Андреев — тень Горького. «Жизнь Василия Фивейского». Старший сын. Поэт-эмигрант Вадим Андреев. Русско-японская война: «Красный смех» как предчувствие катастрофы. «Пустынею и кабаком была моя жизнь, и был я одинок, и в самом себе не имел я друга. <…> Безгранично велик был мир, и я был один — больное тоскующее сердце, мятущийся ум и злая, бессильная воля», — писал Андреев своей невесте незадолго до свадьбы — 4 февраля 1902 года — в день ее рождения. Многостраничное послание было вложено в подаренный Шурочке сборник собственных рассказов вместе с фотографией — «красивого молодого человека с великолепной гривой» [168] зачесанных назад волос. В этом дарственном письме Леонид Андреев пытался определить роль третьей героини нашей книги — Александры Михайловны Велигорской — в собственной жизни. «И я сжимался от ужаса жизни, одинокий среди ночи и людей, и в самом себе не имея друга. <…> И приходили ко мне призраки. Бесшумно вползала и уползала черная змея, среди белых стен качала головой и дразнила жалом; нелепые, чудовищные рожи, страшные и смешные, склонялись над моим изголовьем, беззвучно смеялись чему-то и тянулись ко мне губами, большими, красными, как кровь. А людей не было; они спали и не приходили, и темная ночь неподвижно стояла надо мною». Как мы видим, жених не стесняется в выражениях, черня свое прошлое: «Уже близка была моя смерть. И я знаю, знаю всем дрожащим от воспоминаний телом, что та рука, которая водит сейчас пером, была бы в могиле — если бы не пришла твоя любовь, которой я так долго ждал, о которой так много, много мечтал и так горько плакал в...
    3. Бездна
    Входимость: 10. Размер: 43кб.
    Часть текста: ее. Глазам идущих стало больно, они повернули назад, и сразу перед ними все потухло, стало спокойным и ясным, маленьким и отчетливым. Где-то далеко, за версту или больше, красный закат выхватил высокий ствол сосны, и он горел среди зелени, как свеча в темной комнате; багровым налетом покрылась впереди дорога, на которой теперь каждый камень отбрасывал длинную черную тень, да золотисто-красным ореолом светились волосы девушки, пронизанные солнечными лучами. Один тонкий вьющийся волос отделился от других и вился и колебался в воздухе, как золотая паутинка. И то, что впереди стало темно, не прервало и не изменило их разговора. Такой же ясный, задушевный и тихий, он лился спокойным потоком и был все об одном: о силе, красоте и бессмертии любви. Оба они были очень молоды: девушке было всего семнадцать лет, Немовецкому на четыре года больше, и оба они были в ученической форме: она в скромном коричневом платье гимназистки, он в красивой форме студента-технолога. И как и речь, все у них было молодое, красивое и чистое: стройные, гибкие фигуры, словно пронизанные воздухом и родные ему, легкая упругая поступь и свежие голоса, даже в простых словах звучавшие задумчивой нежностью, так, как звенит ручей в тихую весеннюю ночь, когда не весь еще снег сошел с темных полей. Они шли, сворачивая там, где сворачивала незнакомая дорога, и две длинные, постепенно утончающиеся тени, смешные от маленьких головок, то раздельно двигались впереди, то сбоку сливались в одну узкую и длинную, как тень тополя, полосу. Но они не видели теней и говорили, и, говоря, он не сводил глаз с ее красивого лица, на котором розовый закат точно оставил часть своих нежных красок, а она смотрела вниз, на тропинку, отталкивала зонтиком маленькие камешки и следила, как из-под темного платья равномерно выдвигался то один, то другой острый кончик маленькой ботинки. Дорогу пересекла канава с пыльными, обвалившимися от ходьбы краями, и они на миг остановились. Зиночка...
    4. Иностранец
    Входимость: 8. Размер: 35кб.
    Часть текста: очень не любил профессоров и ближайшей весной собирался навсегда уехать за границу - жить и учиться там. Для этой именно цели он набрал столько работы и копил деньги, а по вечерам, возвратившись с уроков, занимался немецким языком. Поселиться он решил в Германии, в Берлине; там уже с год жил его старый приятель и писал оттуда длинные и восторженные письма. И в каждом письме настойчиво звал его. Но случалось по вечерам, что в голове у Чистякова что-то шумело, как вода, падающая с мельничного колеса; перед утомленными глазами мелькали неприятные лица учеников, и сильно болел левый бок. Тогда заниматься нельзя было, и он или ложился в постель, считал накопленные деньги и мечтал о своей жизни в Берлине, или шел вниз, в шестьдесят четвертый номер, где вечерами собирались обыкновенно студенты со всего "Северного Полюса",- так назывались номера, в которых он жил. Он не любил собиравшихся там студентов, как не любил всего, что его окружало: не любил улиц, по которым ходил, не любил комнаты, в которой жил, не любил всей неустроенной, хаотичной, варварски грубой и бессмысленной жизни. Даже хуже варваров казались ему люди, которых он видел всюду, на улицах и в домах: варвары...
    5. Скороход Н. С.: Леонид Андреев. Глава третья. 1891–1897: Голодный студент
    Входимость: 4. Размер: 88кб.
    Часть текста: бесшабашное и горькое. Андреев vs великий князь Сергей Александрович. Надежда Антонова: опыт новой любви — бессмысленной и безнадежной. Позднейшее переосмысление: рассказ «Мысль». Андреев и его двойники. Был ли Андреев безумен? «Это был огромный город, в котором жили они…» Прибыв на Николаевский вокзал, Андреев сразу оказался если не в сердце, то где-то в районе солнечного сплетения этого мощного, своеобразного, весьма холодного, европейского с виду города. Мы не знаем подробностей его первого путешествия по Невскому проспекту — мимо Аничкова дворца, мимо Гостиного Двора, Михайловского и Зимнего дворцов, и далее — по Николаевскому мосту на Васильевский остров, где в пансионе Веры Гедройц ждала его Зинаида. Похоже, на этом пути наш герой был озабочен отнюдь не видами города, сетуя в письмах на родину: «Господи, вот несчастье-то… <…> Приходится скрючившись ехать на извозчике, вокруг тебя и под тобой чемоданы, а в руках — в одной жестянка с керосином, в другой лампа» [51] . Из дальнейшего станет ясно, что Андреев так и не испытал гоголевского трепета перед этим единственным в своем роде городом, его улицы, холодная река, серые дома, мрачные люди и даже Невский проспект ...
    6. "Мещане" (М. Горький)
    Входимость: 4. Размер: 12кб.
    Часть текста: есть маленькая закавыка. Петербург город хороший, достойный всякого уважения, но на всё у него есть свои вкусы: на литературу и театр, и эти вкусы частенько расходятся с нашими. Поэтому, как ни полны будут отзывы петербургской прессы, в них для московского читателя останется нечто... не то чтобы самостоятельное, а нуждающееся в легкой проверке. Особенности первой пьесы М. Горького - в ней нет того, что называется драматическим действием, и нет второстепенных лиц. Взят кусок жизни такой, какова она есть, с ее медленным движением и потаптыванием на одном месте, когда люди успевают состариться, наплодить детей, умереть, а "действий", как будто, никаких не совершить. Поступков много, а действий нет. Пьют, едят, разговаривают, ссорятся, сходятся и расходятся [являются участниками "происшествий"] и сплошной копошащейся массой движутся куда-то [вперед]. И только тогда, когда увидишь, как [все они ушли далеко вперед и как] конец не похож на начало, - только тогда почувствуешь, поймешь, что за этим видимым отсутствием действия кроются могучие силы жизни [, разрушающей, карающей, судящей и созидающей]. Эта художественная историчность жизни, впервые введенная в русскую драму А. П. Чеховым, доведена до полного [и блестящего] развития в "Мещанах", названных автором, по-моему, совсем неосновательно, драматическим эскизом. Этим наименованием М. Горький только ввел в заблуждение рецензентов [и без того наклонных заблудиться и не найти новой дороги, на которую давно уже приглашает их русское искусство]: приходя от "Мещан" в восторг, или с грустью говорят об отсутствии действия как о техническом несовершенстве и ищут силу оправдания в названии "эскиз". [Рецензенты - они...
    7. Д. П. Святополк-Мирский. Леонид Андреев
    Входимость: 4. Размер: 19кб.
    Часть текста: стал Леонид Андреев. Этот процесс начался еще до революции 1905 г. Вскоре после нее на смену революционной пришла новая школа, которую можно назвать метафизической, или просто пессимистической, потому что ее авторы писали рассказы и пьесы о метафизических проблемах и неизменно разрешали эти проблемы в пессимистическом и нигилистическом духе. Эти писатели были на вершине славы в годы, непосредственно последовавшие за поражением первой революции (1907-1911), и "социологические" историки русской литературы всегда стараются объяснить это движение политическим разочарованием. Политический мотив, конечно, был важен для успеха движения у публики, но само движение началось раньше, и многие из лучших и наиболее характерных произведений Андреева были написаны до 1905 г. Старомодные критики и читатели старшего поколения правоверной радикальной (а тем более консервативной) школы практически не отличали Андреева от символистов. И тот, и другие казались им одинаковым уродством. На самом деле между Андреевым и символистами очень мало сходства, кроме отхода от общепринятых стандартов и склонности к грандиозному и предельному. Символисты и Андреев всегда высокопарно серьезны и торжественны, - чувства юмора им явно не хватает. Но различия между ними значительно...
    8. Скороход Н. С.: Леонид Андреев. Глава четвертая. 1897–1901: Беллетрист родился!
    Входимость: 3. Размер: 112кб.
    Часть текста: присяжного поверенного, судебный репортер. «Баргамот и Гараська»: литературный дебют в «Курьере». Журналист James Lynch. Сказка «Оро» как предчувствие стиля. Знакомство с Горьким: первый друг, первый литературный круг, первый сборник рассказов. Похвальный отзыв Михайловского. Внезапная известность. Толстовское слово. Реалист ли я? «Но отчего, когда я гляжу в зеркальное окно вагона, я всегда вижу призрак студента с голодными глазами, который быстро и безнадежно стремится за поездом, бесследно исчезает на шумных остановках и снова несется… над солнечными долинами Арно, над стремнинами Норвегии, над бурным простором Атлантиды?» Жизнь великих людей выгодно отличается от биографии простого смертного: ведь они — великие — недаром топтали землю и ели свой хлеб, а следовательно, фабула их жизни имеет некую тему. И потому-то сложенные друг за другом факты андреевской биографии так легко поддаются толкованию, да и сам Леонид Николаевич с чрезвычайной охотой интерпретировал свое прошлое. Одно из таких толкований мы можем вычитать из позднего рассказа «Два письма». Первая часть — монолог знаменитого и богатого, но одинокого и уставшего от реалий жизни художника, который отказывает в свидании романтически влюбленной в него деве и прощается с ней навсегда. А по сему случаю стареющий мэтр в длинном письме пересказывает юному созданию всю свою жизнь — жизнь, в общих чертах сходную с биографией автора «Двух писем», трактуя ее так: «Все приходит слишком поздно, и в этом разгадка моего отчаяния». Что ж… вполне вероятно, что для впечатлительного и упрямого Ленуши, для гордого «герцога»,...
    9. Татьянин день
    Входимость: 3. Размер: 12кб.
    Часть текста: так же было и в нынешнем году, с той, впрочем, существенной разницей, что призывы к трезвости были не так настойчивы, а толпа вместе с тем значительно реже и малочисленнее и безумство ее сдержаннее. Было ли последнее явление счастливой случайностью, или же действительно жизнь начинает подаваться в сторону тех, кто желал бы вывести ее на дорогу разумности, - во всяком случае, это приятно и дает надежду, что дикая связь университетской Татьяны с винной монополией и Яром будет наконец разрушена. Среди мнений, высказанных по поводу празднества, одно имеет особенно много сторонников, именно ввиду своего двойственного характера, дающего почву и нашим и вашим. Нельзя - говорилось - предписывать человеку форму, в какой он должен проводить дорогой ему праздник; если человек желает провести оный день в трезвости, тем лучше, но если он захочет в этот день выпить - то и тут мы не имеем права ему препятствовать или читать ему наставления. Рассуждение мудрое и политичное. У исконного обывателя есть много праздников. Повышение по службе получил - праздник; Анну на шее повесили - праздник; сам или сама именинница - тоже праздник. И в области этих торжественных дней обыватель в полном смысле сам себе господин: не только имеет право упиваться до зеленого змия, но, если вздумает, от полноты сердечных чувствований, на четвереньках ходить - само начальство никаких серьезных возражений представить не может. Разве только дарвинизм в этом усмотрят, ну, тогда, заставят выпрямиться, а то - сколько угодно. И обыватель издревле пользуется ...
    10. Воровский В.В.: Леонид Андреев
    Входимость: 2. Размер: 55кб.
    Часть текста: не удалась". И почти все, что дал литературе Л. Андреев, сводится в конце концов к длинному ряду таких неудавшихся произведений. Итак, с одной стороны - общепризнанный крупный талант, с другой - вечно не удающиеся произведения. И этот суд "толпы" в общих чертах совпадает с судом критики. Очевидно, в самой основе творчества Л. Андреева заложено какое-то противоречие, и это противоречие мешает автору успешно осуществлять задуманные им планы, воплощать в художественные произведения преследующие его идеи и образы; это противоречие нарушает цельность, а с нею и силу его произведений, оставляя их какими-то недоделанными. Вот-вот, кажется, наткнулись вы у автора на новую, яркую, интересную мысль; вы хватаетесь за нее, идете за извилинами ее хода и вдруг - эта смелая, оригинальная мысль шлепается на землю и неуклюже волочится нелепыми, ненужными толчками. Развеивается обаяние, и с досадой откладываете вы книгу: "Нет, это не то!" Редкий писатель порождал столько надежд и упований у интеллигентного читателя, как Л. Андреев. Каждая новая вещь его при самом появлении в свет встречала уже подготовленный интерес, подхватывалась, читалась и даже, не удовлетворив читателя, оставляла надежду, что вот следующая вещь непременно скажет то самое нужное и важное, чего ждет не дождется - и ждет именно от Л. Андреева - измотавшаяся душа русского интеллигента. Приходил рассказ за рассказом, драма за драмой, а читатель все ждал, и ждет до сих пор, нового откровения. В чем же заключается указанное противоречие? Быть может, разобравшись в нем, поняв его, мы сможем понять и особенности таланта, и причины неудачливости Л. Андреева. Если вы просмотрите все произведения Л. Андреева за минувшие одиннадцать лет, вы увидите, что - за небольшими исключениями - он затрагивает по преимуществу социальные темы. Это стало особенно заметно в последние годы. "Красный смех", "К звездам", "Савва", "Тьма", "Проклятие зверя", "Семь повешенных", ...