• Приглашаем посетить наш сайт
    Крылов (krylov.lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1915"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
    Поиск  
    1. Скороход Н. С.: Леонид Андреев. Глава одиннадцатая 1914–1916: Закат славы
    Входимость: 8. Размер: 97кб.
    2. Король, закон и свобода (картина 6)
    Входимость: 6. Размер: 24кб.
    3. О "Двух душах" М. Горького
    Входимость: 5. Размер: 21кб.
    4. Сатирические миниатюры для сцены. Комментарии
    Входимость: 5. Размер: 15кб.
    5. Муратова К.Д.: Андреев Л. Н. (Биобиблиографическая справка)
    Входимость: 3. Размер: 25кб.
    6. Надсон и наше время
    Входимость: 3. Размер: 10кб.
    7. Младость (действие 4)
    Входимость: 2. Размер: 36кб.
    8. В защиту критики
    Входимость: 2. Размер: 13кб.
    9. Скороход Н. С.: Леонид Андреев. Основные даты жизни и творчества Л. Н. Андреева
    Входимость: 2. Размер: 21кб.
    10. Иго войны. Часть 2.
    Входимость: 2. Размер: 56кб.
    11. Мысль
    Входимость: 2. Размер: 100кб.
    12. Скороход Н. С.: Леонид Андреев. Глава десятая 1909–1914: Театр Леонида Андреева
    Входимость: 2. Размер: 102кб.
    13. Письмо И. С. Шмелева к Леониду Андрееву
    Входимость: 1. Размер: 22кб.
    14. Баргамот и Гараська
    Входимость: 1. Размер: 22кб.
    15. Книга о Леониде Андрееве: Воспоминания. Н. Телешов
    Входимость: 1. Размер: 26кб.
    16. Иван Шмелев. "Суровые дни"
    Входимость: 1. Размер: 8кб.
    17. Знаменательный юбилей (Ивана Сытин)
    Входимость: 1. Размер: 18кб.
    18. Книга о Леониде Андрееве: Воспоминания. М. Горький
    Входимость: 1. Размер: 92кб.
    19. Москва. Мелочи жизни
    Входимость: 1. Размер: 22кб.
    20. Ангелочек
    Входимость: 1. Размер: 29кб.
    21. Книга о Леониде Андрееве: Воспоминания. Борись Зайцев
    Входимость: 1. Размер: 29кб.
    22. Рогоносцы
    Входимость: 1. Размер: 26кб.
    23. Скороход Н. С.: Леонид Андреев. Глава двенадцатая 1917–1919: Изгнанник и пророк
    Входимость: 1. Размер: 109кб.
    24. Горький М.: Леонид Андреев
    Входимость: 1. Размер: 86кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Скороход Н. С.: Леонид Андреев. Глава одиннадцатая 1914–1916: Закат славы
    Входимость: 8. Размер: 97кб.
    Часть текста: четыре года войны было много чудовищного, необыкновенного, разительного (Верден, сражение в немецком море, наше отступление и т. д.), но по силе впечатления, по глубине и необыкновенности ощущения мировой войны ничто не может сравниться для меня с первыми днями, двумя-тремя неделями» [483] , — запишет наш герой в дневнике 28 апреля 1918 года. Прыжок из «стихии мира в стихию войны» был для него внезапен: в начале июля 1914-го Андреев, как всегда, «спасался на шхерах», моторный катер «Далекий» был пришвартован где-то в районе Эсбо, где наш герой — «обожженный солнцем, овеянный ветром», избавленный от головной боли, ничего не пишущий, вполне примиренный и собою и с миром — наблюдал закаты и восходы над необитаемыми — скалистыми и лесистыми островками… Ну уж если быть предельно точной, сараевский выстрел Гаврилы Принципа и собственно 1 августа — день официального объявления Германией войны Андреевы встретили в финском Нодендале, куда приехали погостить к Добровым, нанимавшим дачу в этом маленьком приморском городке, недалеко от Або. Именно отсюда — с августа 1914-го — начинается для Андреева эпоха «вычитаний и потерь», где первой жертвой пал его личный «Андреевский флот»: «Далекий» так никогда и не вернулся к хозяину, оставленный в Эсбо, катер был продан через несколько месяцев после смерти писателя Анной Ильиничной. Остальная флотилия, постепенно разрушаясь, безжизненно томилась на приколе у чернореченской пристани: Финский залив уже до конца жизни Андреева станет акваторией военных действий. Интересно, что от самых первых дней войны...
    2. Король, закон и свобода (картина 6)
    Входимость: 6. Размер: 24кб.
    Часть текста: солдат-шофер. Около него доктор Ланглуа. Доктор (с беспокойством). Ну что? Как? Шофер (разглядывая). Пока не знаю. Кажется, засорился карбюратор. Доктор. Серьезная поломка? Шофер. Нет, не знаю. Морис (из автомобиля). Что там такое, доктор? Мы не можем ехать? Шофер (сквозь зубы) . Поедем. Доктор. Пока еще неизвестно. Что-то засорилось, кажется. Он говорит, что это не серьезно. Морис. А долго будем стоять? Доктор (шоферу). Долго будем стоять? Шофер (сквозь зубы). Почем я знаю. Минут десять, я думаю. Посветите мне, пожалуйста. Передает фонарь доктору, тот светит. Морис. Тогда я выйду. Жанна. Лучше не надо, Морис. Ты можешь ушибить руку. Морис. Нет, мама, ничего, я осторожно. Где тут ступенька? Как неудобно. Хоть бы прожектором, посветили. Спрыгивает и смотрит, что делает шофер. Однако какая гадость. Мы застряли. Шофер (ворчит). Мост! Разве можно ехать по такому мосту! Доктор. Да, неприятно. Нам надо было выехать раньше. Морис (пожимая плечами тихо). Папа не хотел. Как же мы могли. (Громко.) Мама, как ты думаешь, наши уже, вероятно, в Антверпене? Жанна. Да, я думаю. Эмиль, тебе не холодно? Эмиль Грелье. Нет. Мне очень приятно дышать воздухом. Я чувствую себя сильнее. Доктор (Морису) . Мы, кажется, еще в той полосе, которая... Морис. Да, в той... Который час, доктор? Доктор (рассматривая часы). Без двадцати... без четверти десять. Морис. Значит, уже четверть часа, как взорваны плотины. Так! Мам а , ты слышишь: сейчас без четверти десять. Жанна. Да, я слышу. Морис. Но странно, что взрывов не было слышно совсем. Доктор....
    3. О "Двух душах" М. Горького
    Входимость: 5. Размер: 21кб.
    Часть текста: Горького, столь категорическое, что оно кажется почти метафизичным и от немногих доказательств, приводимых писателем, лишь теряет в силе и убедительности, как это свойственно всякой метафизике. И я не стану здесь повторять тех веских и порою ядовитых возражений, которые уже были высказаны М. Горькому по поводу Востока, неизмеримо более сложного, мудрого и значительного, чем это кажется писателю: там, где царят чувство и заранее готовая мысль, всякие возражения и доказательства являются ненужными. Сама по себе мысль о противуположности Востока Западу совсем не нова и уже в значительной степени исчерпана в спорах; и будь высказана эта мысль в другой, более мягкой и доступной разуму форме, а также другим, менее популярным писателем, а не Горьким - она едва ли обратила бы на себя внимание и вызвала настоящий ответ. Но, наряду с умерщвлением Востока, той же, если не более тяжкой участи подвергает М. Горький и весь русский народ, что уже вовсе выходит за пределы "западничества" и всей статье его дает неожиданный смысл, о котором я скажу ниже. Вот характеристика русским, даваемая М. Горьким: "У нас, русских, две души: одна от кочевника-монгола, мечтателя, мистика, лентяя, убежденного в том, что "Судьба - всем делам судья", "Ты на земле, а Судьба на тебе", "Против Судьбы не пойдешь", а рядом с этой бессильной душой живет душа славянина. Она может вспыхнуть красиво и ярко, но недолго горит, быстро угасая, и мало способна к самозащите от ядов, привитых ей, отравляющих ее силы". О третьей душе, которая была бы у нас, М. Горький ничего не говорит, по-видимому, ее нет; а эти две, сколько их ни складывай, результат дают весьма неутешительный, но вполне соответствующий тому, что еще недавно на столбцах "Русского слова" говорил писатель о бессилии и пассивности великороссов, об их...
    4. Сатирические миниатюры для сцены. Комментарии
    Входимость: 5. Размер: 15кб.
    Часть текста: писателей в Москве. ЦГАЛИ - Центральный Государственный архив литературы и искусства (Москва). САТИРИЧЕСКИЕ МИНИАТЮРЫ ДЛЯ СЦЕНЫ ЛЮБОВЬ К БЛИЖНЕМУ Впервые - с подзаголовком "Шуточное представление в одном действии"- Современный мир, 1908, No 11. Отдельным изданием вышла в издательстве И. П. Ладыжникова в Берлине (без указания года). Печатается по ПССА, т. 7. Андреев предполагал поставить пьесу в Александрийском театре. Однако, несмотря на одобрение Театрально-литературного комитета, рассмотревшего ее в январе 1909 г., постановка "Любви к ближнему" на его сцене не состоялась, т. к. в эту пору существенно обострились отношения между драматургом и дирекцией императорских театров. Миниатюра была поставлена в Городском театре Одессы (30 января 1909 г.) и в петербургском театре "Кривое зеркало" (12 ноября 1911 г.). Пьеса переведена на английский язык. Стр. 380. Sul mare lucido... - куплет из неаполитанской песни "Санта Лючия". ЧЕСТЬ (СТАРЫЙ ГРАФ) Впервые - под названием "Честь. Драма-пародия" - Речь, 1912, 5 февр., No 35. Печатается по ПССА, т. 7. Московский театр-кабаре "Летучая мышь" показал "Честь" на своих гастролях в Полтаве 28 и 29 апреля 1912 ...
    5. Муратова К.Д.: Андреев Л. Н. (Биобиблиографическая справка)
    Входимость: 3. Размер: 25кб.
    Часть текста: в 1889 г. семья А. сильно нуждалась и часто жила на его скудные заработки (уроки, живописные работы). В 1891-1897 гг. учился на юридических факультетах Петербургского и Московского университетов. В литературу А. вступил как писатель-реалист. В печати первый его рассказ появился в 1892 г. (Звезда.- No 18). Печатался в 1895-1896 гг. в "Орловском вестнике". Однако началом своей творческой работы писатель считал сотрудничество (с конца 1897 г.) в новой демократической газете "Курьер". В ней он выступал как судебный репортер, фельетонист (псевдоним Джемс Линч), беллетрист. Первый же опубликованный в "Курьере" рассказ А. "Баргамот и Гараська" (5 апреля 1898 г.) обратил на себя внимание М. Горького. Горький содействовал появлению в издательстве "Знание", вокруг которого объединил группу молодых реалистов, первой книги "Рассказов" А., имевшей большой успех. Мировоззрение А. развивалось под сильным воздействием философии Шопенгауэра и народнических идей, революционно-народнической этики. "Проблема совести" затронута во многих произведениях А. Своими литературными учителями он называл Л. Толстого и В. Гаршина. А. обладал двойственным...
    6. Надсон и наше время
    Входимость: 3. Размер: 10кб.
    Часть текста: Догматизм в литературе так же творит своих мучеников, невинно осужденных, сожженных и распятых, как и страстный догматизм религиозный. Это еще счастье наше, что литература отделена от государства, а то давно бы уже сжигали на площади за новую рифму или остригали бороды упрямым старикам, в духе и стиле почтенного С. А. Венгерова. Одним из таких мучеников, память коего для одних еще священна, а другими настойчиво распинается, является С. Я. Надсон. Та господствующая литературная "церковь", к которой он принадлежал, давно уступила свое место другой, бальмонто-брюсо-модернистской, и новые господа естественно и беспощадно стали выбрасывать старых богов из их тихих могил. И если "гражданин" Некрасов (для нынешних эта кличка почти позорна) слишком велик, чтобы так легко с ним расправиться, и нужна продолжительная и хитрая осада, то с маленьким Надсоном никто не видит надобности стесняться. Выбросить из поэтов - так постановлено, так и сделано; и только совсем "безвкусные" или совсем "невежественные" обыватели могут еще читать этого монотонного, слабоголосого, жиденького поэтика, имеющего всего каких-нибудь три ноты, как пастушеская жалейка. С презрением смотрит на Надсона и его читателей теперешний Парнас российский. Им, этим Вагнерам, оркеструющим каждое свое стихотворение и поэзу, смешна и жалка скромная, жиденькая мелодия, похожая на плач кулика "над унылой равниной"; им, вкусившим от "черной мессы" (хотя бы в воображении только), смешна и презренна эта маленькая гражданская добродетель, эта почти девическая любовная чистота. Как жалки, жидки и плоски формы Надсона рядом хотя...
    7. Младость (действие 4)
    Входимость: 2. Размер: 36кб.
    Часть текста: уморилась? Столярова. Нет, не особенно. Катя. А меня, матушка, и ноженьки не держат. Сядем-ка да посидим - ох, Господи! И говорила ведь: взять бы извозчика, и так бы превосходно втроем доехали, а то на тебе - пешком. Василь Василич, отойдите-ка. Василий Васильевич (вставая). Куда? Катя. А вон туда - нет, нет, подальше. Стойте там и сюда не смотрите. Стойте! Василий Васильевич. Стою. Столярова. Ты что, Катя? Катя. Посмотри-ка, Женька, у меня тут раскололось... Нашла? Столярова. Нашла. Погоди, не вертись. Катя. Не успела сегодня дошить, у меня тут все на булавках. А дорогой вдруг чувствую: матушки, поползло! Ну? В тело булавку не вонзи. Столярова. Ну, вот еще. А ты толстая, Катька. Катя. Толстенькая. Столярова! Столярова. Ну? Катя. Ты видала вчера в саду, как я на него пялилась? Столярова. На кого? Катя. На него! На него - на миленького моего. Не заметила - да н-ну? Ой, не щекочи... Женька, да ты, матушка, спятила? Столярова. Готово. Врешь ты все. Катя. Вот тебе крест - не вру! И такой он миленький, и такой он одинокенький, и такой он благородный. Меня даже тошнит. Постой... (Громко.) Василь Василич! Василий Васильевич (оборачиваясь) . Что?...
    8. В защиту критики
    Входимость: 2. Размер: 13кб.
    Часть текста: себя деревом и полезть к потолку; выставленное даже на средний мороз, оно немедленно гибнет, тем самым явно свидетельствуя о своем истинном бессилии. То же самое и с талантом. Возьмите самый маленький талант, согрейте его, поливайте ежедневно слезами восхищения, подпирайте колышками его слабую древесину, лелейте и хольте - и вот у вас получится пышный куст, изобилующий цветами. Но хорошо ли это будет? Не нарушится ли правда биологическая, по которой все в этой жизни добывается с бою? Не будет ли таким поступком оскорблена сама народная мудрость, извлекшая из опыта суровое, но справедливое правило: "Кабы на горох да не мороз, он бы и через тын перерос"?! И не нарушится ли, наконец, сама мировая гармония, если всякий горошишко будет перерастать через тын? Но эти вопросы напрасно тревожат ум. Мудрая и предусмотрительная природа, создавая в море щуку с единственной целью не дать задремывать карасю, для растений сотворила мороз, ограничивающий их произвольный и даже наглый рост, для пса Трезора выдумала купца Воротилова, который своевременным пинком, цепью и голодными помоями вводит размечтавшегося пса в круг прямых его обязанностей, - и, наконец, для таланта нарочито сочинила так называемую критику. К сожалению, не все критики понимают ту высокую цель, ради которой появились они на земле; и даже у нас, в России, где зоологические основания наиболее прочны, всегда можно было найти трех-четырех критиков, которые покровительствовали талантам, вместо того чтобы их преследовать, морозить, корнать, душить и тем выявлять их истинную силу. Вместо того чтобы ненавидеть искусство, они его любят; вместо того чтобы, подобно суровому морозу, с высоким безразличием одинаково прихлопывать и горох, и розу, ...
    9. Скороход Н. С.: Леонид Андреев. Основные даты жизни и творчества Л. Н. Андреева
    Входимость: 2. Размер: 21кб.
    Часть текста: помещика Анастасии Николаевны, в девичестве Пацковской, родился первый ребенок — Леонид. 11 августа — Леонид был крещен в церкви Михаила Архангела. 1874 — у солдатки Прасковьи Корлевской семья приобрела ветхий домишко и сад по адресу: 2-я Пушкарная улица, дом 41, здесь Николай Иванович выстроил новый дом, в котором прошли детство и отрочество Леонида Андреева. С 1873 по 1885 год в семье родились братья и сестры Леонида: Всеволод, Павел, Римма, Зинаида, Андрей. 1882 — Андреев поступил в Орловскую классическую гимназию, увлекается чтением и рисованием. Первые серьезные опыты осмысления окружающего мира, связанные со знакомством с работами Писарева и сочинением «В чем моя вера» Льва Толстого. Влияние трактата А. Шопенгауэра «Мир как воля и представление» и «Философии бессознательного» Э. Гартмана. Размышления о самоубийстве. 1887 — «испытывая» себя, Андреев ложится под мчащийся поезд, но, к счастью, остается жив и невредим. 1888 — начало романа с Зинаидой Сибилевой. 1889 , 19 мая — скоропостижно умирает отец. Семья остается почти без средств. 1891 — заканчивает гимназию и...
    10. Иго войны. Часть 2.
    Входимость: 2. Размер: 56кб.
    Часть текста: его товарищ, вольноопределяющийся Петров. Видимо, боясь поразить внезапностью мать и Сашеньку, Павлуша заранее дал товарищу мой конторский адрес, чтобы уже я передал его близким родным ужасную весть. Никогда я не забуду того ужасного момента, когда, раскрыв конверт "из действующей армии" с незнакомым почерком и уже предчувствуя несчастье, я прочел эти короткие строки. Это было в конторе, и все мне сочувствовали, но что мне было от их сочувствия?.. Я сейчас же ушел домой, терзаемый мыслью: как я скажу Сашеньке и маме? Уже дойдя до лазарета, где Сашенька, я внезапно повернул обратно и часа два без толку и понимания окружающего слонялся по улицам, даже зашел зачем-то в кофейню Филиппова. Или это день был такой снежный, но помню, что мне все казалось необычайно и сверхъестественно бледным; и еще странно было смотреть на людей и на трамваи, а когда трамвай звонил, то звон его мучительно отдавался в самом мозгу. Будто все люди молчат, а один трамвай звонит и звонит, как сумасшедший. Но плакать я тогда еще не мог, мысль о Сашеньке и маме как бы сушила слезы. Но что расписывать, и так понятно! Одно только скажу: лучше смертная казнь, лучше какие угодно пытки, чем матери сказать...